НОМЕР 15 (856) ОТ 14 АПРЕЛЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Загатин
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ШАНС
Русский космос, как и всё наше общество в целом, переживает далеко не лучшие времена. С одной стороны, происходит плавная деградация технологий и инфраструктуры советских времён, вызванная разрушительной работой "рыночного демона", с другой — на тех участках, куда государство в рамках частичной и фрагментарной "модернизации" начала 2000-х годов обратило своё внимание, продолжается, пусть и небольшой, но устойчивый рост, создание новой инфраструктуры и технологий, нового образа мысли и действия.
Однако в общественном сознании правят бал совершенно другие настроения. Можно сказать, даже не алармистские, а пораженческие — ибо происходит дальнейшая деморализация и демобилизация общества. Что весьма прискорбно на фоне в целом благоприятной для России мировой конъюнктуры.
Давайте попробуем разобраться беспристрастно. Нам говорят, что в космической гонке мы отстали — и отстали навсегда. Одним из основных аргументов приводится то обстоятельство, что, дескать, из 350 млрд. долл., в которые оценивается рынок космических услуг, более 80% приходится на долю США, а на долю России — всего лишь 0,5% этого сегмента мировой экономики. Кроме того, на днях президент китайской авиационно-промышленной группы China Great Wall Industry Corp. Йин Лимин заявил, что КНР намерена к 2015 году занять около 20% мирового рынка космических услуг, в первую очередь услуг, связанных с пусковыми решениями. На данном этапе развития Китай намерен привлечь международных коммерческих заказчиков космических пусков очень привлекательными финансовыми условиями.
Однако очевидное вроде бы космическое превосходство США стоит на очень шатком основании. Если говорить грубо, то прибыль при производстве такой высокотехнологичной продукции, как современный спутник, составляет от 700% до 2000%. К тому же, инвестиции в космос в США, с учётом негосударственных средств, составляют около 50-55 млрд. долл. в год против менее 2 млрд. в России. Столь обильные финансовые вливания в отрасль позволяют США пока доминировать в разработках телекоммуникационных и навигационных систем, в фундаментальных астрофизических и планетарных исследованиях. Да, астронавтов на орбите побывало уже более 300, когда космонавтов — около 100...
Но тут фанфары заканчиваются, и начинается суровая реальность. То, о чём предупреждали ещё в 70-х годах, наконец-то свершилось. Проще говоря — вся американская космическая программа буквально подвисает в воздухе, поскольку к 2010 году обнаружился и стал ощутимым фактором фатальный провал в основных технологиях. "Нафаршированный" умной электроникой, спроектированный лучшими дизайнерами и выполненный из лучших материалов дом оказался построенным на песке.
Основной бедой американской астронавтики, несмотря на все усилия NASA, является склонность к авантюрным решениям стратегического порядка, шатание из стороны в сторону и отсутствие стройности развития и преемственности технологий. Подсознательная склонность к эффектности в ущерб эффективности заложена в американском инженерном менталитете — что в случае с астронавтикой и ракетной техникой в лучшем случае оборачивается перерасходом финансовых, материальных и интелектуальных ресурсов, а в худшем — катастрофами и гибелью людей.
Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК "Энергия", в недавнем интервью РГРК "Голос России" в ответ на вопросы: "А чем наши корабли лучше? В чём вообще принципиальное отличие наших кораблей от американских "шаттлов"?" — высказался очень обтекаемо и дипломатично: "Я считаю, что все-таки гений инженерной мысли, который был сформирован Сергеем Павловичем Королевым... Команда, которая разрабатывала корабли, ракеты, всю космическую инфраструктуру наземную, орбитальную, принимала правильные эволюционные решения на каждом предыдущем этапе.
Всё, что мы делали, использовалось на следующих этапах. В Америке принимались решения, казалось бы, прогрессивные. Но... как показывает история, все-таки мы поступили правильно, более логично в своих решениях и в их реализации. Жизнеобеспечение, безопасность — очень много факторов. И наши американские коллеги в этом убедились. Ведь не всё гладко проходит, да и техника есть техника. Что-то в технике иногда отказывает, но, тем не менее, всегда находились резервные возможности, чтобы не допустить кризисной ситуации при функционировании наших космонавтов".
Именно эти особенности развития астронавтики привели к тому, что в данный момент США просто лишены возможности самостоятельно совершать пилотируемые космические полёты. Программа "Спейс Шаттл", конечно, привела к определённому прорыву в технологиях (хотя, при всём так называемом преимуществе в электронике, американцам не удалось повторить пиковое достижение советской космонавтики — беспилотную посадку "Бурана"), но закончилась фактически провалом — 2 "челнока" из 5 потеряны, 14 астронавтов погибли. Общие расходы на программу оказалась чуть ли не на порядок выше планируемых.
Администрация Буша, осознав, что к 2010 году ресурс "челноков" будет выработан полностью, в 2004 году озаботилась созданием новой ракеты-носителя, пилотируемого корабля "Орион" и даже лунного модуля. Называлась эта программа красиво — "Созвездие" (Constellation). В рамках проекта создавались и испытывались ракеты-носители "Арес I" и "Арес V", с массой полезной нагрузки, выводимой на околоземную орбиту, 25 и 188 тонн соответственно, планировалось даже "возвращение на Луну".
Теоретически к 2014 году "Арес I" уже могла бы доставлять астронавтов на МКС, если бы, конечно, к этому времени были решены "некоторые проблемы" с крайне опасным кислородно-водородным двигателем J-2X.
Ну, и если бы в начале февраля 2010 года президент США Барак Обама не учинил форменный погром американской астронавтики в стиле Н.С. Хрущёва и М.С. Горбачёва.
Теперь программа "Созвездие" свёрнута, денег на неё нет и не будет. В соответствии с бюджетной заявкой в 2011-15 гг. на программы NASA будет истрачено на 6 млрд. долл. больше, чем планировалось год назад, — всего 100 млрд. долл. Но вместо конкретной лунной программы предлагается программа развития неких технологий, о которых сказано совершенно расплывчато: "новые подходы к двигательным установкам первых ступеней ракет-носителей". И — особое внимание! — на частный сектор планируется возложить не только доставку грузов, но и пилотируемые полеты к МКС.
То есть волевым решением отменена программа создания новых ракет-носителей, при разработке и производстве которых впервые в истории астронавтики планировалось в максимальной степени использовать существующий задел и производственные мощности, — программа, в которую за пять лет было вложено порядочно средств, мозгов и ресурсов.
А задача создания пилотируемого корабля и ракеты-носителя теперь возложена на частную компанию SpaceX, которая утверждает, что благодаря многоразовости первой ступени её ракеты Falcon 9-S9 стоимость каждого запуска составит всего 30 млн. долларов при полезной нагрузке в 10 тонн, что, к примеру, намного дешевле, чем запуск нашего отечественного "Протона". Вот только эти цифры первый раз назывались пять лет назад с клятвенными обещаниями, что Falcon 9-S9 будет доступен для коммерческого использования в 2009 году. Но на 12 апреля 2010 года в активе компании SpaceX — только пять запусков ракеты Falcon-1, три из которых закончились неудачей и разрушением ракет.
Даже американские эксперты пребывают в глубоком шоке и предрекают, что русская монополия на пилотируемые полёты продлится до 2017, а возможно, и до 2020 года.
Отказ США от программы "Созвездие", конечно, может свидетельствовать о том, что пилотируемая космонавтика, а возможно — и космонавтика вообще, более не являются локомотивами технологического развития. Как представляется ряду экспертов, у ведущих экономик теперь иные приоритеты. К ним относятся, например, информационно-коммуникационные технологии. А у пилотируемой космонавтики теперь иной статус — не прорывной, а инфраструктурной, поддерживающей технологии. Такие услуги, как спутниковая связь, дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и спутниковая навигация, — давно обогнали "традиционную" космонавтику и по темпам роста, и по абсолютным объёмам — на их долю приходится подавляющая часть из вышеупомянутого "пирога" в 350 млрд. долл.
Однако есть и инженерная точка зрения: дескать, дело в другом — "Рокетдайн", компания, производящая ЖРД для нужд ракетной программы NASA, просто не справилась в полном объёме с задачей разработки двигателя J-2X.
Косвенно эта версия подтверждается тем, что конкурент "Рокетдайн", компания "Аэроджет", недавно подписала контракт на приобретение в России всех кислородно-водородных двигателей сорокалетней давности(!) HK-33, оставшихся от советской лунной программы — числом около 70 штук . И более того — "Аэроджет" ведёт переговоры с российской Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) о возобновлении производства HK-33 по лицензии в США.
Третья группа экспертов считает, что искать логику в действиях мистера Обамы бессмысленно и никакого рационального объяснения случившемуся нет, кроме желания надуть очередной мыльный пузырь типа NASDAQ (а стоимость акций частных космических фирм типа SpaceX непрерывно растёт на протяжении последних двух лет) и любыми путями хоть как-нибудь оттянуть неминуемый финансовый крах.
Впрочем, это уже детали.
Нам куда важнее то обстоятельство, что с 2010 года на некий — видимо, достаточно продолжительный отрезок времени — Россия получает монополию в области пилотируемой космонавтики. Исключением является КНР, которая, несмотря на многообещающие заявления Йин Лимина, тем не менее, пока не является серьёзным конкурентом для нас. Не говоря уже про "объединённую Европу".
Наряду с этим происходит эпохальное событие в истории российского космоса. 2 марта 2010 года на расчётные орбиты выведены три спутника системы "Глонасс-М": 731, 732, 735. С вводом их в эксплуатацию орбитальная группировка ГЛОНАСС достигла минимально допустимых параметров, необходимых для функционирования российской навигационной системы практически на всей поверхности планеты: 21 рабочий спутник на орбите плюс два резервных.
Простому гражданину России на бытовом, потребительском уровне пока трудно адекватно оценивать возможности ГЛОНАСС, и основной спутниковой системой для рядовых пользователей по всему миру пока остается американская NAVSTAR GPS. Вопрос, когда российская система сможет полноценно конкурировать с американской на гражданском рынке, остаётся открытым. Хотя, по мнению представителя ОАО "Российские космические системы" Александра Зубахина, в данном случае уместнее говорить не о конкуренции, а о сотрудничестве и совместном использовании двух систем: "Применение совмещенных двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS практически удваивает количество одновременно доступных спутников, и потери навигации случаются гораздо реже. Кроме того, в силу особенностей орбитального построения группировок ГЛОНАСС лучше работает в высоких широтах, а GPS — в приэкваториальных... В течение последних лет даже наши американские коллеги на переговорах и международных конференциях говорят не о конкуренции, а о совместимости и взаимодополняемости глобальных навигационных систем".
Сегодня более актуален вопрос не о конкуренции между системами ГЛОНАСС и GPS, а о конкуренции с промышленностью КНР в деле создания и изготовления компактных и дешевых двухдиапазонных приемников. Китайский массовый GPS-модуль стоит сегодня 1 доллар, что позволяет изготавливать GPS-приёмники стоимостью от 10 долларов. Правда, качество китайских изделий зачастую бывает очень низким. И тем не менее, разница в цене пока весьма существенна.
Дальнейшее снижение себестоимости российских двухдиапазонных приемников возможно лишь в случае значительного наращивания объёмов серийного производства, то есть при условии широкого использования такой аппаратуры. Первоначальное массовое производство способен обеспечить более чем вероятный в свете последних решений большой госзаказ, а затем относительно недорогие двухдиапазонные решения станут доступны и рядовому потребителю.
Указ "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" был опубликован всего лишь три года назад, 18 мая 2007 года. За это время удалось не только доукомплектовать орбитальную группировку спутниками "Глонасс-М" с увеличенным сроком службы — 7 лет, но и подготовить к производству спутник "Глонасс-К" со временем службы 10 лет, чьи характеристики вполне сопоставимы с современными американскими спутниками NAVSTAR GPS. 17 отечественных компаний уже выпускают широкий спектр аппаратуры для работы с ГЛОНАСС, и речь идёт не о сборке из импортных комплектующих, а о серьёзном рывке отечественной микроэлектроники и производстве чипов на территории РФ. Поощряемое государством и настойчиво "лоббируемое" премьер-министром Путиным внедрение комплексных решений на основе спутниковой навигации способно вызвать в России бурный рост информационных технологий нового поколения, снижение логистических издержек "старой" экономики, улучшение транспортной ситуации в целом и повышение качества работы коммунальных служб, органов милиции и здравоохранения.
Кроме того, работоспособная ГЛОНАСС, вкупе с технологиями истребителя пятого поколения и наметившимся прорывом в развитии отечественной микроэлектроники, открывает для России новые перспективы в области обеспечения безопасности страны. Речь идёт об открывшейся возможности провести в ближайшие 5-10 лет перевооружение, прежде всего — ВВС, на основе интегральных систем управления боем, новых поколений высокоточного оружия и прочих "постъядерных" технологий ведения боевых действий. Подобное перевооружение одним своим фактом снимет большинство назревающих геополитических проблем — поскольку, за исключением США, никто из основных игроков на мировой сцене, включая Китай и страны ЕС, в ближайшие лет 20 не сможет иметь ничего подобного.
Реализация этого шанса — это и есть сверхзадача русской цивилизации.
1.0x