В "Доме Нащокина" — подпольная выставка художника Андрея Пашкевича с сатирическим названием "Политэкология". Почему, спросите вы, подпольная? Неужели художник под запретом? Ничуть. Просто экспозиция устроена именно в подвале известной галереи, что придает происходящему оттенок конспиративности.
ВГИКовец Пашкевич, на первый взгляд, принадлежит к когорте художников Политарта — направления, которое зародилось на просторах Родины в конце 80-х годов, запомнилось тогда нарочитым искусством "демократа" Петра Белова (Сталин, как злой великан, гонит курительной трубкой полки на фронт). Или, например, полотнами патриота Вячеслава Ленькова, написавшего в 1993 году Ельцина, прикрученного вверх ногами проволокой к фонарному столбу. Пройдя ряд превращений, искусство Политарта в "нулевые" перестало делиться по партийному признаку и "докатилось" до комикса, элегантного и амбивалентного (Владимир Анзельм). Впрочем, при желании к Политарту можно причислить "великого и ужасного" Илью Сергеевича Глазунова и даже Гелия Коржева. Последний всегда был склонен обострять тему до уровня почти гротеска (вспомним его картину "Мутанты" или цикл "Пляска смерти")
Однако работы Пашкевича, несмотря на весь свой перестроечный пыл, не столь однозначно публицистичны, как может показаться на первый взгляд. Каждая его картина трактуется неоднозначно и дышит "туманной неопределенностью" заложенных в них смыслов. И за этой неопределенностью стоит вовсе не конформизм автора, желающего во что бы то ни стало понравиться и "нашим" и "вашим". Здесь другое…
Политически заостренный взгляд Пашкевича видит в общественном процессе нечто большее, чем столкновение социальных групп или идеологий. Пашкевич каким-то образом видит Его величество Заговор. Таким образом, все без исключения работы Пашкевича, выставленные подвале "Дома Нащокина", содержат в себе загадку, разгадать которую непросто, в том числе и для самого автора.
Говорю так, ибо уверен, что Пашкевич не принадлежит к числу "посвященных", занятых составлением ребусов, владеющих искусством размещения на холсте тайных символов и скрытых указаний. Всему виной наитие русского человека, который может быть не только лётчиком или драматургом, но и прирожденным конспирологом, способным увидеть вдруг саму исподнюю политических событий.
Новейшая история России отмечена наличием громадного, колоссального закулисья. То, что происходит на сцене, под софитами, — мало кого интересует. Скучная пьеса бездарного драматурга повествует о победе демократии в одной отдельно взятой стране. Однако самое главное, самое интересное и напряженное происходит во тьме за занавесом. В этот мрак, наполненный невнятным копошением, в эту странную область чьих-то придушенных возгласов и жаркого шепота — именно туда неодолимо влечёт Андрея Пашкевича.
Характерно полотно "Конкуренты", на котором словно срослись спинами Горбачев и Ельцин. Каждый из героев занят старательным расписыванием матрешки с изображением политического конкурента. Эта работа как нельзя лучше отображает сам дух "разводки" 1991 года, который ознаменован реализацией "заговора в заговоре", то есть наличием той самой "матрёшки", которую нам еще до начала известных событий представил вдумчивый Пашеквич. Но мы-то не внемлем! Ни тогда, ни сейчас…
Андрей Пашкевич, несомненно, представляет артистический тип чуткого наблюдателя, почти провидца. По его картинам, вне зависимости от года их создания, вполне можно читать прошлое и будущее. Однако, упаси вас Бог от прямолинейной трактовки, которую, порой, как бы уже через силу, навязывает зрителю сам автор. Выставка "Политэкология" — это шифр, который предстоит разгадать вам.
Впрочем, для дешифровки требуется определенный уровень конспирологической подготовки.
Выставка проходит по адресу: Воротниковский переулок, 12 (станция метро "Маяковская"), время работы: ежедневно, с 12.00 до 21.00.
Тел. для справок: (495) 699-11-78.
НОМЕР 14 (855) ОТ 7 АПРЕЛЯ 2010 г.