НОМЕР 1 (842) ОТ 6 ЯНВАРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Наталия Стяжкина
ПРОСТИ НАС, БАТЮШКА!
Слово об убиенном отце Александре (Филиппове)
Он был не известен "широким массам". Он не выступал с громкими идейными высказываниями, не звался модным нынче словом — "миссионер"... Он был православным СЕЛЬСКИМ священником, коих, слава Богу — тысячи. Он жил так, как живут русские сельские священники — очень скромно и тихо: восстанавливал храм, окормлял малочисленную сельскую паству (летом ещё и "дачную" паству), служил молебны об избавлении от греха пьянства и наркомании, Таинства совершал — с любовью и страхом Божиим. Так, как полагается. И долг свой смертный (как оказалось) он тоже выполнил — так, как полагается. Незаметно и правильно — ПРАВЕДНО.
Многие люди — и пожилые и молодые — бывали на службах в Сатино-Русском, знали о. Александра. Любовались скромным, но таким красивым убранством храма: деревянный иконостас с иконами Михаила Нестерова, большое старинное паникадило с маленькими вставками-образами из финифти, вышитый бисером огромный образ Царственных Мучеников, старые деревенские иконочки в древних потемневших киотах — "от местных бабулек", любовно убранные искусственными цветами и вышитыми рушниками, шкаф с книгами — церковная библиотека для общего пользования прихожан. Всё очень ветхое, намоленное, совсем нестоличное, хотя от Москвы всего-то 30 км.
Пожалуй, самым главным качеством о. Александра была его тихая доброта. Она светилась в глазах, она действовала, проявляясь в отзывчивости, во внимании к людям, в сочувствии к ним, в сострадании. А сострадать было кому — все мы знаем, какая горькая, какая мрачная жизнь в русском селе. Мы сперва даже удивлялись: как ни придем в храм — молодого покойника отпевают. Что такое? Спросили у церковницы: часто ли батюшка таких молодых парней отпевает, а она, не смигнув, — рукой на погост показывает: "А вы пройдите, на надписи на крестах посмотрите. Все — молодежь. Стариков меньше теперь стало. А мужики — они что? — пьют, бьются. Всё по пьянке".
Запомнилась последняя услышанная мной проповедь батюшки. Обычно он говорил тихо, немного даже, как будто, смущаясь. Тут же, в мой последний раз, он произнес такую яркую, "громкую" проповедь, которая запомнилась навсегда (думаю не только мне). По окончании Литургии все, послушав умильное пение хора, стояли благостные, улыбающиеся. Батюшка, поглядев на нас, сказал: "Хорошо быть благостным, правда? Приятно. И тебе, и окружающим... Но не более. Это совсем еще не Любовь, не Добро, о которых говорится в Евангелии. Не обманывайте себя, не тоните в умилении. Делайте людям добро, любите их, помогайте им безвозмездно, от души, забывая себя, и это будет истинное состояние христианина — Любовь. Аминь". Всё умиление как рукой сняло. Спасибо, вам, Батюшка, за эти слова.
Последним настоятелем храма в Сатино-Русском перед закрытием был о. Тимофей Ульянов, умерший от голода в лагере, теперь прославленный в лике священномученика. На кладбище села Сатино-Русское, возле храма, погребен ещё один новомученик — воин Евгений Родионов. Совпадение ли? Он тоже умер так, как жил — праведно, до конца исполнив свой долг — долг христианина и воина: попав в плен, не предал Христа, не снял креста и не отрекся ни от матери, ни от Родины. Поступок о. Александра менее громкий, как кажется. Но это тоже исполненный долг. И это тоже Любовь. Христианская.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иерея Александра, и прости ему всякие согрешения — вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное!
***
В семье погибшего священника матушка и старшая дочь больны тяжёлой формой астмы.
Для желающих помочь сообщаем реквизиты для перечисления денежных средств:
Наименование банка получателя: ЗАО "ПРОМСБЕРБАНК" г. Подольск
БИК 044695151
Корр. сч. № 30101810700000000151 в РКЦ г. Подольск
Наименование получателя:
Филиппова Елена Викторовна
Счет получателя:
№ 42307810200002900003
Назначение платежа:
Перевод денежных средств.
1.0x