Исаак Тейлор. Славяне и арийский мир. — M.: Вече, 2009, 416 с.
В книге под одну обложку попали исследования некогда весьма популярного научного автора, "англичанина еврейского происхождения" антрополога Тейлора (1829-1901) и ставшей знаменитой в среде антропологов "немки польского происхождения" Ильзе Швидецки (1907-1997). Оба автора с необыкновенной дотошностью и упорством опровергают общепринятую теорию происхождения и путях движения древних арийцев. Причем у Тейлора упор делается на археологию и физические параметры, снятые с останков из раскопанных могильников. Таким образом, авторы, каждый в свом роде, препарируют и ревизуют арийский миф, возникшей на заре позапрошлого века. Но если Тейлор писал свои заметки на фоне относительного мирного прозябания науки, то Швидецки умудрилась опубликовать свою крамольную, по сути, работу в 1938 году, то есть в самый разгар эпохи Третьего Рейха, где некоторые построения ученой дамы звучали весьма рискованно.
Работа Тейлора извечный спор между лингвистами и антропологами решает в пользу последних. Оба автора заняты, как сказано в аннотации, "страшным делом", то есть измерением скелетов и черепов. Ирония составителей состоит именно в том, что с какого-то времени черепомерные изыскания вовсе не приветствуются, что делают это занятие особенно "страшным".
Данная книга являет собой ярчайший пример того, как специфические научные изыскания в какой-то момент могут стать "мерой всех фактов" политической истории.
В первой части своей монографии Тейлор опровергает известную теорию, которую можно определить как "Свет с востока". Эта теория трактует зарождение племени Ариев как процесс, который происходил где-то на просторах кизячной Азии. Именно это представляется Тейлору сомнительным, ибо данное суждение по мысли ученого, есть ни что иное, как редуцированное сказание об Эдеме и Всемирном потопе.
Противники Тейлора говорят о спонтанном движении народов, ведомых "странным побуждением". Тейлор в своем труде цитирует специалиста по санскриту Макса Мюллера который писал, например, следующее: " Главный поток арийских наций направлялся всегда к северу-западу. Ни один историк не может сказать, какое побуждение толкало этих отважных номадов сквозь Азию к островам и берегам Европы… Но каково бы оно ни было, побуждение было столь же неодолимо как и очарование, которое в наши дни влечет кельтические племена через Атлантический океан к прериям и рудникам Нового Света."
"Немного поменьше поэзии и немного побольше научной точности…" — таков аргумент со стороны Тейлора.
"Те расы, которые живут сейчас в Европе, жили в ней постоянно с начала неолитического периода…". Таким образом, утверждается своего рода "расовая многополярность" антропологических типов древней Европы, проявляется своеобразный европоцентризм автора.
И, что особенно для нас важно: "На основании археологических данных мы пришли к заключению, что именно цивилизация славяно-кельтской расы, какой она явлена в продолговатых курганах Великобритании и в свайных постройках Центральной Европы, наиболее приближается к той цивилизации первичных арийцев, какую мы знаем из лингвистической палеонтологии".
Занятно, как Тейлор определяет расовую доминанту в истории религии. Исаак Тейлор пишет: "В настоящее время, когда христианство распространено в Европе, оно разделилось на два лагеря: католицизм и протестантизм, Церковь власти и Церковь разума, линия раздела которых совпадает довольно близко с границей разделяющей две великие расы. Длинноголовая раса — протестанты, короткоголовая — католики. В первой из них индивидуализм, упорство, самоуверенность, и независимость очень развиты; вторая подчинена авторитету и по инстинкту консервативна".
То есть религиозные войны — по Тейлору — есть разборки долихоцефалов и брахицефалов.
"Славянофильский" труд Ильзе Швидецки может служить примером задушенных в Рейхе тенденций, научно примиряющих германский и славянский антропологический тип. Описывая биологическую генеалогию славянских племен, Швидецки особое место уделяет именно русским.
Книга снабжена обширным и информативным предисловием российского антрополога Владимира Авдеева, в котором можно прочесть о происхождении термина "недочеловек". Оказывается, термин был введен в оборот вовсе не нацистами, но американским ученым Лотропом Стоддардом в 1923 году.
Главный вывод Тейлора и Швидецки таков: никаких громадных и принципиальных генетических отличий между славянами и кельтами не существует. Как не существует таковых различий между германцами и русскими. По этому поводу Владимир Авдеев восклицает: "Европа должна успокоиться…" Но должны ли успокаиваться мы? Когда родные братья, основные ветви белой расы, убивали друг друга с такой неистовостью и методичностью. Именно это делает абсурдом всю историю ХХ века. "Папа, что это было?"