Авторский блог Дмитрий Аграновский 03:00 25 ноября 2009

ОН ОТРАЗИЛ ЦЕЛУЮ ЭПОХУ

НОМЕР 48 (836) ОТ 25 НОЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Дмитрий Аграновский
ОН ОТРАЗИЛ ЦЕЛУЮ ЭПОХУ

Ушёл Николай Олялин. В таких случаях принято говорить: "Ушла целая эпоха". На самом деле эпоха Олялина ушла гораздо раньше — больше двадцати лет назад, когда на место советских атлантов пришло убожество, ничтожество и мышиная возня в картонной коробке.
Олялин был великим актёром. Но для меня ценность Олялина не только в его актёрском мастерстве, и даже не в его запоминающемся типаже. Для меня Олялин драгоценен тем, что он один из немногих, кто наиболее точно в своем искусстве отразил героику ушедшей эпохи.
Глядя на героев Олялина, испытываешь чувство гордости и надежды — да, мы были такими, и значит, мы снова можем стать такими. Персонажи Олялина — плоть от плоти народа, того народа, который всегда, во все эпохи спасал страну, отстраивал её великий масштаб, просто любил — то есть испытывал к России то чувство, которого так не хватает сейчас многим.
Почти все его герои — советские люди. Но таких людей можно представить и во времена Петра и в период царствования Ивана Грозного — в общем, во время, когда власть и народ вместе строили Державу.
Герой Олялина, человек-кремень сражался в Гражданскую, побеждал в Великую Отечественную (киноэпопея "Освобождение"), не жалел себя в жёстком и пронзительном фильме "Обратной дороги нет". Но "такого человека" никак невозможно представить сражающимся за сверхприбыли монополий.
Именно поэтому, на мой взгляд, почти ничего великого не удалось сыграть Олялину с начала горбачёвской "катастройки" — просто не было ролей, не было заказа на его образ, да и новая культура, скорее, боялась типических героев Олялина, чем нуждалась в них.
Единственный "постперестроечный" действительно выдающийся фильм, — снятый уже в "антисоветское" время, работа в котором с лихвой перевесила бы любые проходные роли — это "Окраина" Петра Луцика — фильм о русском бунте — беспощадном, но очень даже осмысленном. Уверен, что на широкий экран "Окраину" не выпустили во многом благодаря рискованному герою Николая Олялина — настолько убедительно в "Окраине" житель колхоза "Родина" пересматривает результаты приватизации. И немудрено. Ибо этот фильм вполне может стать знаменем или руководством к действию.
Актёр может уйти, но герои, созданные им, остаются с нами. И ни у нас, ни у них обратной дороги нет.

1.0x