НОМЕР 45 (833) ОТ 3 НОЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
ПОСЛЕДНИЕ ОКТЯБРЯТА
Петля пристрастия. "Всем доволен" ("Снегири"), 2009.
Издательский анонс гласит: "После невероятно успешной "Кассиопеи", попавшей летом в топы продаж столичных магазинов, пришло время группы более серьезной. Сравнения неспроста — оба коллектива из Минска, и их связывает общий вокалист; на этом общие места заканчиваются". Насчёт серьёзности готов поспорить, но то, что минские команды связывает только фронтмен Илья Черепко-Самохвалов — факт.
Полюса отзывов — резкость одного андеграундного деятеля ("детский сад") и восторг обозревателя "Афиши" ("лучшая рок-пластинка года"), что вполне оправданно для обсуждаемого явления.
"Всем доволен" с умильным чебурашкой на обложке — не безупречное, но броское полотно мрачных образов, экспрессивных выпадов, пограничных состояний.
Будущий соавтор "Кино" Алексей Рыбин, описывая знакомство с Цоем, несколько удивился неоригинальному ответу того на вопрос о любимой группе: "The Beatles". Целые поколения сверяли свои музыкальные вкусы по ливерпульской четвёрке, пускай иногда такой ответ был сродни ситуации — не знаешь, кто любимый поэт, говори — Пушкин.
Поколение меломанов и музыкантов девяностых во многом сформировано иной музыкой. Значительный процент назовёт в качестве важной и определяющей легенду пост-панка "Joy Division". При этом сегодня нередко звучит разочарование при столкновении своего очень личного сопереживания со вселенной поклонников. Соответственно, и музыки, вышедшей из холодного вокала и сценических "эпилептических припадков" Яна Кёртиса, атмосферной гитары Бернарда Альбрехта и выпуклой ритм-секции, предостаточно. Сюда же можно присовокупить энное количество групп разной степени "значения и величия" от "Bauhaus" до "The Cure".
Депрессивная харизматичность пост-панка оказалась очень созвучна нашему времени. Можно сказать, что ныне уже не просто музыкальный стиль, но целый культурный язык.
У "Петли" ещё ощутима перекличка с группами так называемого пост-панка новой формации (или post-punk-revival) — "Interpol", "Editors". Но для всей "сверхновой волны", несмотря на осязаемую техничность и точность, характерна некоторая культурная субтильность, особенно заметная на фоне могучих основоположников.
Белорусы, действующие на актуальной музыкальной территории, не пренебрегают отечественным наследием. Здесь имеются интонации "Кино", кое-где отголоски "Гражданской обороны" и "Аукцыона", в той пропорции, когда удаётся найти себя через опыт былых героев.
Наконец, как водится, у наших, в широком смысле, групп, важен контекст.
Вспоминается культовый литературный проект "Последние пионеры", в котором были представлено творчество поколения, что, сойдя со школьной или институтской скамьи, оказалось под паровым катком девяностых, с тотальной переоценкой всех ценностей.
По аналогии с "пионерами" Черепко-Самохвалов со товарищи — это последние октябрята. Если "пионеры" могут говорить о потерянных идеалах, то сегодняшние тридцатилетние вышли во взрослый мир фактически во время "войны", без проводников и учителей, полагаясь на собственные силы и обучаясь на ходу. Здесь очень редко звучит — "мы", если только в варианте "я и друзья, товарищи".
Спокойная минская прописка тут ни при чём, глобальный мир вторгается, заставляет делать выбор — сдаться или найти некий собственный, пусть даже неуклюжий ответ.
Действительно, "неловко быть раненым в ж… в мире пляшущих людей".
Отказавшиеся от компромисса — это не "потерянные поколение", скорее это "лишние люди", которых не берут ни в космонавты, ни в социологические опросы. И если опросы им, скорее всего, действительно побоку, то дверь в космос оказалась плотно закрытой. "Хотелось полмира — хватило на велосипед".
"Вариантов ноль" — это еще хуже, чем "околоноля". Живая мятежная реальность вытесняется её плоским представлением, страсти дискриминируются в угоду сомнительной норме.
"Всем доволен" — это горькая усмешка. Ради интереса набрал в яндексе — всем доволен — без кавычек. Из полутора десятка верхних ссылок больше половины из интервью футболистов, обсуждающих условия своего пребывания в том или ином клубе. Так же "всем доволен" оказался сержант Глухов. Ему хватило десяти баксов в день и абонемента в бассейн.
Как говорится, "человек должен быть радостен или грустен; довольство — тепленькая похлебка для чревоугодников и сопляков" (О'Нил).
1.0x