Авторский блог Алина Витухновская 03:00 21 октября 2009

«ТАКОВА МОЯ ПОЗИЦИЯ»

НОМЕР 43 (831) ОТ 21 ОКТЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Алина Витухновская
«ТАКОВА МОЯ ПОЗИЦИЯ»

Кризисное состояние всех форм оппозиции в России сопряжено с активным брожением в умах. Острый запрос на идеологию будущего вызывает к жизни огромное количество фантомных схем и представлений, роящихся и безжалостно разящих друг друга в пространстве Интернета.
Любые, даже самые экзотические, формы политической мысли пройдя через сито дней неизбежно превращаются в приправу, в пряности, в компоненты этой великой окрошки, имя которой — жизнь. В конце концов, идеи, не ставшие "локомотивом истории", вполне могут стать занятной частью истории культуры.
Яркий представитель нонконформистской богемы Алина Витухновская не раз пробовала себя в роли общественного деятеля. В последнее время ее имя все чаще упоминается в связи с экзотической доктриной так называемого национал-либерализма. Как большинство политических движений, произрастающих "снизу", национал-либералы имеют рассеянную, сетевую структуру, но есть и объединяющая, знаковая фигура нового движения — это Алина ВИТУХНОВСКАЯ, беседу с которой мы публикуем.

"ЗАВТРА". Алина, в чем, по-твоему, главная причина неудач, постигших оппозицию в 90-е и нулевые годы?
Алина ВИТУХНОВСКАЯ. В первую очередь надо определиться с термином "оппозиция" — в 1990-е годы люди заблуждались относительно своих политических взглядов, будучи зомбированными насаждаемым со всех сторон "креативом" — так называемым воздухом свободы, который не являлся свободой…
В чем же состояла неудача оппозиции? В том, что она дала себя обмануть!
Общее место, что Россия — женщина: любите березки, водите хороводы, как предлагают некоторые триколоровые маги… Россия — женщина, матушка, родина-мать — все эти образы, на мой взгляд, устарели. А по сути, я считаю, что они были навязаны русскому народу как содержащие некое политически подавляющее начало. Это такой русский народный фрейдизм — власть как система подавления в лице женщины и в лице матери. Эта "женщина" и эта "мать" не есть подлинная Россия. Эта женщина-мать есть власть, прикидывающаяся бабой и вынуждающая быть бабой народ.
В первую очередь оппозиция проиграла потому, что она поддалась этому влиянию, оказавшись той самой бабой — душевной, доверчивой, ведомой, полной иллюзий и нуждающейся, как всякая женщина, в неком — вполне определенном! — указующем персте и в некой, что называется, инициативе сверху.
Поэтому мы с порога отвергаем фрейдистские понятия типа "революции сверху". Революция может родиться только снизу — как живая народная воля. Революция сверху просто невозможна, потому что это не революция, а имитация.
"ЗАВТРА". А что же было в 90-е годы — революция или имитация?
А.В.Революция сверху, она же революция слева — а вовсе не справа и не снизу, как многие искренне заблуждаются. Давайте вспомним фильм "Асса": питерский рок-клуб, восходящие ростки русского рока (где он сейчас?), огромное количество неформалов (помните словечко?), концерты и некий протестный дух, которые и были инициированы в комитетах комсомола по указке руководящей и направляющей партии, о чем весьма подробно писал и пишет Сергей Жариков. Власть, очевидно, понимала свою слабость и пользовалась теми возможностями, которые предоставляла ей ситуация.
"ЗАВТРА". И что же?
А.В.Если мы будем судить на примерах рока, русского рока, то об этом также писал Жариков, и я с ним полностью согласна.
И московская "Рок-лаборатория", и питерский рок-клуб курировались комитетами комсомола. И две эти организации по качеству музыки и по поведению лиц, в них задействованных, весьма отличались.
Московский рок был оригинальным и свободным, по крайней мере, 60% групп были таковы… и где сейчас эти группы, где московский рок, вскормленный Жариковым?
Кроме Макса Покровского, обсусленного прессой, мы и вспомнить никого не можем. Многие вообще уехали. Я думаю, это произошло потому, что талантливые люди просто не смогли выполнять тот самый госзаказ: гнать народ на фейковые баррикады, проповедовать нужные в данный момент режиму идеи и подчиняться, подчиняться до одури.
Совершенно другая ситуация складывалась с питерским рок-клубом — всё еще живы, живы, живы и жить будут вечно, как и почти вся советская номенклатура, это люди, которые тысячу раз поменяли и предали свои взгляды, изменили свои тексты, лозунги. И речь здесь не идет о мировоззренческом надломе, в этом случае они написали бы новые, совершенно другие тексты. Костя Кинчев здесь характерный пример: в маске анархиста поет "кради, убивай", десять лет спустя в маске православиста — "не убей, не кради, молись, постись, слушай радио Радонеж".
И называть всю эту музыку "русским роком", хотя это понятие дискредитировано само собой, просто язык не поворачивается. Это не русский рок, а постаревший комитет комсомола на выезде.
"ЗАВТРА". В 1980-е годы возник такой феномен, как Сергей Курёхин. А Дугин часто выступал от его имени...
А.В.Я оцениваю ситуацию постфактум: безусловно, Курёхин гениальный музыкант и персонаж — у нас таких раз-два и обчелся — попал в положение актера, которым управляют некие темные арлекины под видом светлых и правильных. И его, в конце концов, бросили — я помню разговоры, ходившие после его смерти: "сам виноват, связался с фашистами" — в таком роде.
А такие высказывания недостойны приличного человека. Да и Курёхин был не в курсе дела!
Начнем с азов. Где мы жили? И где мы живем? В самой скучной в мире стране! Шопенгауэр что-то об этом писал, но Шопенгауэр не жил здесь, в самой скучной стране мира. Творческий человек не мог оказаться вне политики, ведь драйва не было ни в жизни, ни в так называемом искусстве. Появление Курёхина на линии с политическими радикалами естественно. Другой вопрос — качество этих самых политических радикалов. Курёхин хотел в чем-то поучаствовать, в чем-то запредельном, но мы же живем в стране трусов. В результате он умер от тоски.
Интеллектуальный потенциал Дугина не давал ему того влияния на политическую ситуацию, которого бы ему хотелось. Слияние Дугина с Лимоновым и затем с Курёхиным было неизбежно. Иногда люди нужны друг другу для чего-то. А в Курёхине было нечто очень мягкое и очень женственное. Евразийство само по себе очень женственное как следствие насилия.
Суть этой парадигмы — мы такие особенные и у нас выхода другого нет, "иного-не-дано", не Европа, не Азия, не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка. Так рассуждает баба, а не политик.
Политик меняет ситуацию под себя. Политик делает ставку на Время, баба делает ставку на территорию. Чисто бабская ставка — евразийство: ни пяди не отдадим.
Но к чему территория, которая не приносит пользы народу, к чему государство, которое не работает на благо народа? Но такими вопросами политики-бабы не задаются. Плюс бабы никогда не отличались разборчивостью и не имели понятий чести и благородства — и это тоже "евразийство"… Когда Россия станет мужчиной, нам будет нужен тестостерон и ясный взгляд на вещи. Идеи, а не приспособленчество.
"ЗАВТРА". То есть долой колониализм, вице-королей на эшафот?
А.В.Как угодно можно трактовать. Политик — это персона, знающая, что она есть. И есть здесь и сейчас. В фильме "Хранители" герой говорит в тюрьме: "Это не меня с вами заперли, это вас со мной заперли". И вот так мы и скажем кремлевской власти.
Правящий класс установил квазифашистский режим. Почему? Да потому что у власти нет другого выхода. Она накачивает мускулы (опять-таки к вопросу о женском!), открывает курсы кройки и шитья, демонстрирует всяких модельеров-зайцевых в непотребных уже количествах. Когда государство (или квазигосударство) находится в критической ситуации, оно начинает становиться фашистским, либо создавать имитацию фашизма. Имитацию, так как у него нет сил, чтобы стать реальной властью и отстроить реальный тоталитаризм. Это государство-имитация.
Можно назвать этот строй гламурным авторитаризмом. Его так и называют. В чем он проявляется? Он проявляется в отсутствии свободной демократической прессы, в отсутствии свободного гражданского общества, в том, что выборы были нелегитимными (об этом не заявлял только ленивый), в направленном развале остатков советской экономики и нищете, которая позиционируется властью как некое благо. БЛАГО! Думаю, достаточно.
Мы становимся закрытым государством и игнорируем нормальные европейские связи.
"ЗАВТРА". Чем национал-либерализм отличается от классического либерализма?
А.В. Либерализм — это учение о развитии через свободу. Национал-либерализм — это учение о национальной свободе. Это этап на пути к созданию политической нации.
"ЗАВТРА". А что такое национал-демократия?
А.В.Примерно то же самое. В этих сообществах идеологически близкие люди. Я не претендую на бренды. Просто этих людей я считаю вполне адекватными.
Национал-либерализм — это квинтэссенция политических требований к государству со стороны вменяемых нерабских людей. Если в стране нет свободного общества, нет ни одной социальной группы, способной защитить свои политические и экономические интересы, то социальные группы можно не принимать во внимание. Есть отдельные люди, к ним мы апеллируем.
И потом, мы не рассматриваем конфедерализацию РФ как единственно возможный вариант, но ведь и такой поворот событий возможен…
"ЗАВТРА". Распад РФ происходит явочным порядком, в текущем времени. Это косвенно признал даже Президент. Но как мы обеспечим мобилизацию общества на решение назревших проблем?
А.В. Люди, массы, народ не имеют того значения, которое имели в прежние времена. Индивидуумы имеют, да. Насчет них у меня вопросов нет. Революция, восстание, изменение ситуации — это вопрос и волевой, и технический. Три человека делают революцию, потому что она им нужна. Все остальные действуют, потому что их вынуждают к этому экономические или иные обстоятельства. Я ориентируюсь на людей, которых подвигли на действие идеологические убеждения.
"ЗАВТРА". И каковы конкретные методы?
А.В. Отдать инициативу людям на местах. Мне перестали нравиться термины "горизонтальные" и "вертикальные" связи. Можно при желании повалить пирамиду — и горизонтальные связи опять станут вертикальными.
Чтобы устранить проблемы, существующие в России, достаточно снять с ее плеч колониальную, нелегитимную, наглую, навязчивую, зависимую и сомнительную власть. Все остальное решается людьми на местах. Власть и решения — народу. Деньги — народу. Экономические проблемы разрешает народ в каждом своем регионе. Каждый регион самостоятельно решает: находиться ему в составе Федерации или нет. Все это решается народным региональным волеизъявлением. Но решается это не властью, а людьми на местах. И, конечно, должна быть избрана новая власть в виде представительного органа, с теми полномочиями, которыми его наделит народ.
"ЗАВТРА". Но как быть с социальными гарантиями?
А.В.Тоталитарная диктатура всегда начиналась с социальных гарантий... Мы против спекулирования социальными гарантиями в любой форме. Социальные гарантии могут быть только у раба, у вышколенной дворни.
"ЗАВТРА". Это какой-то социал-дарвинизм…
А.В.Мне кажется, термин "социал-дарвинизм"давно устарел и в данном контексте совершенно неуместен. "Социал-дарвинизм" — это термин, которым в CCCР обозначали свою ненависть к капиталистам. А если говорить о социальной жестокости вообще, то более социально жестокой страны, чем нынешняя Эрефия, нет. Ни в одной стране мира не относятся к человеку с таким цинизмом. Странно говорить об этом мне, не гуманистке, но я говорю о фактах. Такова моя позиция.
В свободном обществе гарантии возникают естественным путем. А выдача социальных гарантий государством является прямым унижением народа и его порабощением. Государством. Это народ волен предоставлять или не предоставлять по собственному желанию государству и бюрократическому аппарату социальные гарантии, а не наоборот. А технически вопрос социальных гарантий может быть решен квалифицированным экономистом примерно за час. В общих чертах — надо подсчитать тот ущерб, который нанес режим гражданину. А решение вопроса о собственности должно начинаться с реституции.
Кто-то из французов говорил, что велик будет тот, кто овладеет молчанием масс. Мы должны овладеть молчанием масс, ибо иначе даже самая сверхценная идея превращается в белый шум для белых зомби.
Беседу вели Михаил Бойко и Сергей Рютин
P.S. "Живой журнал" Алины Витухновской — http://blackicon.livejournal.com.

1.0x