Авторский блог Игорь Джадан 03:00 30 сентября 2009

РАКЕТНАЯ РОКИРОВКА

НОМЕР 40(828) ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Игорь Джадан
РАКЕТНАЯ РОКИРОВКА

МНИМЫЙ ОТКАЗ
Заявление американцев о пересмотре планов по размещению элементов системы ПРО в Европе спровоцировало видимое замешательство в разношёрстном руководстве России, представляющем в настоящее время конгломерат мало смыслящих в мировой политике номенклатурных бюрократов и узкую прослойку действительно знающих специалистов.
Заместитель министра обороны России, явно выскочив "поперёд батьки в пекло", бодро заявил: "В ответ мы будем обнулять наши замыслы, которые предполагалось реализовать в случае развёртывания третьего позиционного района. Одна из таких мер — отказ от размещения оперативно-тактических ракет "Искандер" в Калининградской области".
Вряд ли замминистра читал оригиналы американских документов, посвященных данной тематике, или хотя бы тексты выступлений ведущих американских политиков, выложенные в Интернете, иначе он был бы более осторожен в своих словах.
Хорошо организованная клака российских атлантистов тут же дружно подняла хай в печати, требуя немедленной сдачи Москвой своих отношений с Тегераном в обмен на невиданные "поблажки" Америки. Такие издания, как "Коммерсант", разразились длинными статьями безграмотных в мировой политике, но бойких на язык авторов, поучающих российское руководство и одновременно предрекающих отступление России из Ирана. Как говорится, "уши торчком", уход русских из Ирана выгоден известно кому…
Впрочем, уже на следующий день начальник Генштаба ВС России генерал Николай Макаров поправив замминистра, пояснил, что никакого отказа России от размещения ракет в Калининградской области нет, как нет и никакого официального разъяснения американцев.
И действительно, сам американский министр обороны признал на специально созванной пресс-конференции, что ему ничего не известно об официальной передаче американской позиции русским, как и, естественно, непонятна их реакция.
На самом же деле из официально опубликованных американских документов и заявлений первых лиц однозначно следует, что никакого отказа от планов размещения ПРО в Европе нет. Наоборот, планируется их ускоренное проведение в жизнь по обновленному графику и на основе новейших технологических решений.
Так, на своей пресс-конференции министр обороны США Гейтс заявил следующее: "Теперь мы решили развернуть в Польше не прежде планировавшиеся (при Буше) ракеты GBI, а ракеты SM-3. Это также предполагает обслуживание их американским персоналом. Они могут быть на месте (в Польше) даже раньше, чем нами предполагалось прежде. Ранее из-за задержек они могли бы стать на боевое дежурство только в 2017-2018 годах. Теперь же речь идет о 2015 годе".
Гейтс сказал, что понимает, что эти планы "не понравятся русским", то есть фактически подтвердил односторонность американской позиции и отсутствие серьезных попыток пойти с Москвой на компромисс.
Он также объяснил публике, почему именно США теперь меняют свои планы. Оказывается, Москва тут совершенно, или почти совершенно, ни при чём. Дело в том, что, по американским оценкам, ракетная угроза со стороны Ирана и Северной Кореи растёт, и теперь вместо перехвата нескольких отдельных ракет речь идет о том, чтобы создать систему, способную нейтрализовать сотни баллистических ракет, могущих прилететь с территории "враждебных государств". Почему таким "враждебным государством" не может быть, например, Китай или Индия, не говоря уже о России, Гейтс не объяснил.
Для непредвзятого наблюдателя очевидно, что США теперь готовятся к полномасштабному развертыванию системы ПРО, по всем направлениям, включая на более отдаленном этапе — и российское.
ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ
Как пояснил Гейтс, скорость развития технологии ракет средней и промежуточной дальности в таких государствах, как Иран, оказалась более высокой, а темпы развития межконтинентальных баллистических программ — более низкими, чем оценивалось в период администрации Буша. Таким образом, в ближайшие годы в защите от баллистических ракет будут нуждаться не непосредственно США, а страны Европы и другие американские союзники на Ближнем и Дальнем Востоке, такие, как Япония, Южная Корея, Израиль и страны Персидского Залива.
С другой стороны, по словам Гейтса и сопровождавшего его на пресс-конференции генерала Картрайта, "блестящий прогресс технологии" в последние буквально несколько лет, новые мощные сенсоры, средства обнаружения и наведения ракет позволяют надеяться на создание более эффективной системы ПРО, использующей компоненты уже имеющихся систем. Какие же это системы? Прежде всего это существующая американская морская сетецентрическая система противовоздушной и противоракетной обороны "Иджис", элементы которой (радары и пусковые установки ракет) теперь собираются интегрировать в создающуюся глобальную систему ПРО. Её предполагают снабдить небольшими, относительно "дешёвыми" в американском понимании (10 млн. долларов каждая) ракетами SM-3, которые также будут шаг за шагом совершенствоваться, повышая эффективность перехвата ракет.
Вместо наземных шахт для довольно крупных и гораздо более дорогих (70 млн. долл. каждая) ракет GBI на первом этапе в европейском регионе появятся американские корабли, каждый из которых будет нести около ста ракет SM-3 первоначально в варианте "блок 1, модификация А". В первую очередь, речь идет о Восточном Средиземноморье. Это произойдет уже к 2011 году. Как признал генерал Картрайт, программа фактически уже стартовала, на неё выделены деньги, и создание соответствующих образцов идет полным ходом. Развернутая группировка будет способна прикрыть от возможного налёта иранских баллистических ракет на европейские страны-союзники США по НАТО. Эти средства способны перехватывать ракеты ближней, промежуточной и средней дальности на высоких траекториях. Американцы планируют иметь два-три корабля в европейской зоне на этом этапе.
Уже в 2015 году начнется развертывание второго этапа системы ПРО, также для покрытия нужд Европы и защиты американского персонала, развернутого в Европе и на ближайших подступах к Ирану, основу которой теперь составят ракеты следующей модификации: SM-3 Block 1B. Они предположительно будут размещены в Польше и Чехии. Гейтс подтвердил заинтересованность США в заключении с этими странами соответствующих соглашений.
В 2018 году должна принести свои плоды следующая разработка американцев, более массивные ракеты SM-3 Block IIА, которые будут размещены в вертикальных пусковых установках кораблей ВМФ США и в наземных шахтах. По словам генерала Картрайта, тогда станет достаточно всего трёх районов в Европе, чтобы полностью прикрыть союзников США по НАТО и американские базы от налёта сотен вражеских баллистических ракет малой и средней дальности.
Всего через два года вслед за этим, в 2020 году, стартует четвертый этап развертывания ПРО, когда будут развернуты ракеты класса SM-3 Block IIB, ограниченно способные перехватывать также и межконтинентальные баллистические ракеты. На этом этапе европейских сегмент ПРО станет уже актуальным и для защиты непосредственно территории США от баллистических ракет, летящих из Восточного полушария.
Как видим, планы США, несмотря на провозглашенную "перезагрузку", нисколько не стали более дружественными по отношению к российским интересам. Видимо, осознавая невозможность получить согласие Москвы по этому поводу, администрация Обамы даже не стала начинать переговоры.
Вместо этого американский президент высокомерно заявил, что "России было повторено, что её обеспокоенность лишена всякого основания", — как говорится, "большое спасибо!" Как бы в насмешку, Москве предложили "привнести свои противоракетные возможности в дело защиты общих интересов". Но у россиян может возникнуть вопрос: а как насчет "привнесения возможностей" самих американцев в этом плане, если, например, России понадобится защитить свои интересы в Закавказье или на Украине?
Новый американский план, по нашей оценке, настолько вызывающе антироссийский, что у Москвы, по всей видимости, не остаётся никаких путей для того, чтобы отступить, сохраняя лицо. Близки к нулю шансы на то, что в Кремле спокойно согласятся на развертывание у себя под носом полномасштабной стратегической ПРО без всякой встречной готовности Вашингтона согласовывать свои планы. Поэтому политическое противоборство между Москвой и Вашингтоном по стратегическим вопросам обострится.
Заключение ограничивающего российско-американского соглашения о стратегических наступательных вооружениях, намеченное до конца года, теперь под вопросом. Ведь Москве следует оценить, насколько велик риск создания Соединенными Штатами системы, действительно способной перехватить сотни баллистических ракет. И если он велик, сокращение российских арсеналов становится для Кремля проблематичным, неся с собой риск размывания потенциала ответного удара.
Опасны для России и региональные аспекты новых американских планов по ПРО. Но тут американцы попытались запудрить мозги, выдавая свои опасные намерения за уступчивость. Ведь те части новой ревизии американского плана, которые Москве предлагают считать "американской уступкой", на самом деле ею не являются. Так, говорится о том, что вместо всеракурсного радара дальнего действия в Восточнйо Европе, способного отслеживать старты российских ракет, основой новой системы перехвата станет радар Х-диапазона, направленный лишь в сторону Ирана и размещённый при этом в Закавказье.
Однако, что бы ни предлагал американцам Путин в своё время в качестве замены европейскому радару, размещение американской базы с радаром ПРО в Грузии или Азербайджане ничего хорошего Москве не сулит. И американцы не могут этого не понимать. Одно дело использование находящейся под российским или общим контролем станции в Габале, а другое дело — собственная исключительная инфраструктура США. Каким образом Москва сможет контролировать её использование в соответствии с американскими обещаниями? Да и сами эти обещания ничего не стоят, как показывает практика.
В качестве дополнительного бонуса самим себе, развертывание инфраструктуры ПРО США решает задачу привязки стран региона к своей политической колеснице. Это при том, что в случае грозящей войны с Ираном в военные действия окажется вовлеченным весь Кавказский регион. Вместе со всеми негативными последствиями дестабилизации — сюда придут экономическая нестабильность, беженцы, терроризм, наркотики — все "прелести" американского проникновения, которые придётся расхлёбывать Москве долгие десятилетия.
Таким образом, США в очередной раз пытаются отодвинуть войну от своих границ и приблизить её по мере возможности к границам глобальных конкурентов.
Но что Москва может этому противопоставить?
ВЫБОР
У кремлёвского руководства есть альтернатива.
Один путь — продолжать глобальное отступление, обманывая народ убаюкивающими заявлениями о том, что "всё хорошо" и "Россия поднимается с колен". Но в этом случае рано или поздно и сами вожди, и те, кто в настоящее время покорно за ними следует, окажутся на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Пускай они даже не надеются, что их пощадят за "хорошее поведение"! Ведь они — идеальные кандидаты на роль "козла отпущения", каким когда-то стал для США Милошевич. Подобный шанс и на этот раз американцам было бы жалко упустить. Ведь не секрет, что некоторые известные и весьма популярные российские политики — такая же смесь глупого упрямства, высокопарной глупости, козлиной доверчивости, замешанной на трусости, нерешительности и неспособности принимать трудные решения, как и бывший югославский президент. Если элите действительно "припечёт", их с готовностью выдадут Западу собственные соратники, которые им теперь вовсю славословят. На скамье подсудимых эти бывшие "лидеры нации" будут смотреться забавно, что и говорить…
Есть, однако, иной путь: любая эффективная международная стратегия может быть основана лишь на эффективной стратегии внутреннего развития. Не пора ли, наконец, покаяться в своих ошибках и обратиться к народу: "братья и сестры!", начать терпеливо и упорно соскабливать с его спины паразитов, обеспечить, наконец, смену поколений политиков и бюрократов, начиная с самых верхних эшелонов? Избавиться в верхних эшелонах власти от людей, уже связавших свою судьбу и будущее своих детей с Западом, уже висящих "на крючке" у соответствующих служб. Пример должно подать правительство, коллективно уйдя в отставку и предложив президенту сформировать его заново.
Страна нуждается в кратном ускорении технологического перевооружения, и при отсутствии возможностей кратного увеличения бюджетных ассигнований есть только один путь, который пока не использован: это активизация человеческого фактора. Но сего невозможно достичь одними призывами. В большинстве случаев заставить работать добросовестно может только страх, хотим ли это мы признать или нет. Давно очевидно, что чиновники, включая министров, не справляются со своими обязанностями, и никто, кроме мелких сошек, за такое положение дел не несёт ответственности, хоть сколь-нибудь адекватной масштабу безобразий. Никакого страха за несделанную работу и невыполненные обещания у чиновников министерского уровня не заметно, и это положение дел должно быть срочно изменено. Эстетика застойного благолепия должна быть сломлена, следует уже понять, что нет и не может быть бесконфликтного решения застарелых кадровых проблем России.
Сопротивление кадровым чисткам всё равно будет дикое, гораздо более отчаянное, чем любым "структурным реформам" и кампаниям "демократизации", которые, по сути, ничего не меняют. Эти люди не привыкли, чтобы их сгоняли с насиженных мест без возможности "пить кровь" в другом месте. Поэтому, прежде чем выйти на эпическую битву с Обамой, Медведеву придётся расправиться с вурдалаками в собственном подвале.
Но на кого он сможет опереться в этой свалке? Только на убежденных русских националистов. Больше никому эта страна не нужна.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Публикуя эту статью, в которой дана весьма содержательная оценка "новых миролюбивых инициатив Вашингтона" в отношении России, мы обязаны отметить, что вовсе не считаем данностью наличие некоего политического конфликта внутри Кремля между действующим и бывшим президентами Российской Федерации.
Кроме того, и высказанные автором надежды на некую "эпическую битву Медведева против Обамы", судя по всему, лишены оснований. Об этом свидетельствуют, в частности, итоги прошедшего 23-24 сентября саммита "Большой двадцатки" в Питтсбурге, после которого российский президент заявил о том, что ракетные комплексы "Искандер" не будут размещены в Калининградской области, а договор СНВ-3 с доведением отечественного стратегического ракетно-ядерного щита до 1200-1500 боеголовок может быть подписан уже весной следующего года.
Разумеется, заявление о подобного рода военно-политических уступках Кремля может оказаться и выверенным дипломатическим ходом, за которым вовсе не обязана следовать сдача геостратегических позиций России, но может — и результатом определенных договоренностей, достигнутых между Медведевым и Обамой, в том числе — и по "проблеме" 2012-го года, когда в Российской Федерации должны состояться очередные президентские выборы.
Газетный вариант публикации сайта apn.ru

1.0x