Авторский блог Олег Щукин 03:00 19 августа 2009

МЕГАМАШИНА

НОМЕР 34 (822) ОТ 19 АВГУСТА 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Щукин
МЕГАМАШИНА

В каждой шутке есть доля шутки. Успех немецкой "Партии", выступающей за восстановление Берлинской стены, имеющей свои отделения уже в девяти из шестнадцати земель Германии, насчитывающей около 60 тысяч членов и получающей до 4,8% голосов на местных выборах, конечно, можно при желании назвать успехом политических клоунов или шутов.
Но шутки шутками, а одной любовью немцев к тяжеловесному грубоватому юмору возникновение такой "Партии" не объяснишь. Пока они смеются над собой, но очень скоро могут начать смеяться над другими, и тут уже всем окружающим станет не до смеха.
В истории Германии был более чем вековой период после Тридцатилетней войны, когда казалось, что немцев, потерявших почти пять миллионов человек (понятие "холокост" в его нынешнем значении тогда еще отсутствовало), как народа больше не существует, что все они навсегда превратились в добропорядочных подданных почти трех сотен своих феодальных владетелей.
Но, как показала последующая история, furor teutonicus никуда не исчез: он только дожидался Фридриха Великого, Бисмарка, а в новейшей истории — Гитлера. Да вспомним хотя бы и нашего Петра I с его сначала "потешными", а затем гвардейскими полками. Так что, судя по всему, немцы под шутовской маской начинают возвращаться в большую мировую политику.
И восстановление Берлинской стены, при всей видимой анекдотичности этого требования, на самом деле несёт в себе глубочайший метафизический смысл. В истории человечества известны три по-настоящему великие стены: Китайская, Кремлёвская и Стена Плача. Каждая из них — символ своей цивилизации. И если либеральной постмодернистской Америке когда-нибудь суждено "убить себя об стену", то этой стеной может оказаться только одна из трех, перечисленных выше. Или не одна. Или все сразу.
Немцы, требуя восстановления у себя Берлинской стены, вроде бы привнесенной извне, вроде бы разделившей их народ, вроде бы карикатурной и не имевшей никакого высшего аксиологического наполнения, на самом деле вновь делают заявку на то, чтобы стать по-настоящему великим народом, народом Стены, народом-стеной, народом, делящим европейские и мировые пространства...
Получится это у них или нет — вопрос, что называется, открытый. Скорее всего, нет, что подтверждается всей предыдущей историей. Но сам факт — не осознания, но ощущения немцами метафизического значения разрушенной ныне Берлинской стены — говорит о том, что простыми исполнителями воли "мирового правительства" они быть не собираются. Тем более — в условиях кризиса, уже пятый век сидящего в печёнках любого настоящего немца. Так что пусть вас не обманывает простецкая и непрезентабельная внешность Ангелы Меркель — над землями ФРГ начинают кружиться совсем иные ангелы.

1.0x