Авторский блог Александр Маслов 03:00 5 августа 2009

УРАВНЕНИЕ С ИЗВЕСТНЫМИ

НОМЕР 32 (820) ОТ 5 АВГУСТА 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Маслов
УРАВНЕНИЕ С ИЗВЕСТНЫМИ
В Вашингтоне думают, как остановить Тимошенко
Президентская кампания на "нэзалэжной" вышла на финишную прямую. Вернее, официально эта кампания еще не начиналась, поскольку до дня выборов еще очень и очень далеко, а вот на деле уже можно подводить её первые итоги. Что, собственно, и сделал вице-президент США Джозеф Байден, прямо в Киеве устроивший политические смотрины потенциальным кандидатам в президенты.
Таковых, судя по его выбору и незримому, но авторитетному мнению американских дипломатических и прочих спецслужб, оказалось ровно пятеро. Это действующий президент Украины Виктор Ющенко, действующий премьер-министр Юлия Тимошенко, лидер самой крупной политической силы, Партии Регионов, и экс-премьер Виктор Янукович, а также два спикера Верховной Рады: действующий, Владимир Литвин, и бывший, Арсений Яценюк. Все остальные, видимо, рассматриваются товарищами из "вашингтонского обкома" как явные аутсайдеры, не имеющие реальных шансов быть избранными на высший государственный пост или хотя бы серьёзно повлиять на итоги предстоящих выборов.
"Взгляд, конечно, очень варварский, но верный". Разумеется, мы не знаем в точности, что и как заместитель и возможный преемник 44-го президента США обсуждал с каждым из своих собеседников и какие выводы будут сделаны ими по итогам этих встреч, но "предвыборный пейзаж" на современной Украине достаточно хорошо известен, а последние действия политических сил дают возможность хотя бы приблизительно очертить контуры задач, которые пытался решить Байден в Киеве.
Вот, например, почему сразу после его отъезда Верховная Рада приняла новый закон о президентских выборах, сокращающий сроки избирательной кампании со 120 до 90 дней? И почему Виктор Ющенко сначала пообещал наложить вето на этот закон, но затем, получив жесткий ответ депутатов, что в таком случае они это вето обязательно преодолеют уже на первой послеотпускной сессии 1 сентября, изменил своё решение и теперь вроде бы намерен обратиться в Конституционный Суд?
Помните, как в "Семнадцати мгновениях весны" Штирлиц, получив от Центра задание выяснить, кто из высших нацистских бонз начал сепаратные переговоры с союзниками, выкладывал на столе из спичек фигурки Геринга, Гиммлера, Геббельса и Бормана? Давайте и мы на воображаемом столе из воображаемых спичек выложим фигурки наших кандидатов (правда, их будет не четыре, а пять) и подумаем, кто из них в каком качестве был интересен Джозефу Байдену, и наоборот.
Но прежде, чем перейти к этой части работы, напомним, что сам Джозеф Байден (1942 г. рожд.), бывший сенатор от штата Делавэр, является представителем элиты демократической партии восточного (атлантического) побережья США и фактически "смотрящим" от Уолл-Стрита в администрации Барака Обамы. Для демократов, в своё время устроивших практически автономную от официального Вашингтона карманную "оранжевую революцию" на Майдане, проблема полностью описывается "концепцией Бжезинского": при любых обстоятельствах и любой ценой не допускать сближения этого "нового независимого государства" с Россией. Деньги, нефть, газ и всё прочее — второстепенно и не может быть основой американской политики в отношении Украины.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Виктор ЮЩЕНКО (1954).
Отец — советский военнопленный, который в немецких концлагерях "пристрастился к хорошему кофе", то есть, судя по всему, стал агентом спецслужб Третьего рейха, участвовал в "обработке" генерала Карбышева и после войны "по наследству" перешел в картотеки советских и западных спецслужб. Сын военную службу проходил в погранвойсках КГБ СССР. Согласно давним и устойчивым слухам, его блестящая профессиональная, а затем и политическая карьера якобы во многом связана с нетрадиционной сексуальной ориентацией (протеже главы Агропромбанка УССР и Национального банка Украины Вадима Гетьмана (1935-1998), был женат первым браком на его троюродной племяннице и крестнице Светлане Дудченко (1955), близкий друг президента Грузии Михаила Саакашвили (1967)). С 1998 года женат вторым браком на "бывшей" сотруднице АНБ и госдепартамента США Екатерине-Клер Чумаченко (1961), уроженке того самого Чикаго, откуда стартовал в Белый Дом Барак Обама. Пришел к власти в результате "оранжевой революции" на Майдане зимой 2004-2005 года. Абсолютно "своя" и абсолютно управляемая для сил, стоящих за Байденом, фигура. И абсолютно бесперспективная в плане "второго срока". Лично практически полностью дискредитирован, может рассчитывать на поддержку не более 8-10% избирателей. Но, поскольку до инаугурации нового президента Украины является действующим главой государства, его властный потенциал может и должен быть использован как мощная "разгоняющая ступень" для "правильного" кандидата — тем более, что сам он и члены его семьи после отставки, возможно, будут нуждаться в иммунитете от уголовного преследования.
Юлия ТИМОШЕНКО (1960).
"Единственный настоящий мужчина в украинской политике", куда пробилась всё-таки и прежде всего благодаря своему, скажем так, женскому обаянию. С 1995 года (с перерывами) играет ключевую роль в распределении доходов, полученных от "серого" экспорта российских углеводородов через территорию Украины. Дважды (после ареста в феврале 2001 года и после отставки с поста премьер-министра в сентябре 2005 года) возвращалась из политического небытия к вершинам власти. Её "второе пришествие" на пост премьер-министра состоялось после внеочередных парламентских выборов, инициированных с помощью "команды Буша" (вашингтонские встречи марта 2007 года). Тесно связана с интересами энергетических ТНК, прежде всего в Европе, а следовательно — с республиканцами в США и с кремлевскими "силовиками". Популистский социально-экономический и достаточно сбалансированный в национальном отношении курс Юлии Тимошенко принес ей значительную (до 30-35%) поддержку в украинском обществе, которая в условиях текущего кризиса достаточно медленно, но верно снижается. Тем не менее, в перспективе ближайшего полугода остается безусловным и практически безальтернативным фаворитом на президентских выборах.
Виктор ЯНУКОВИЧ (1950).
Представитель номенклатурно-олигархической "элиты" Донбасса, входит в так называемую "группу Ахметова", после упорной борьбы в конце 90-х-начале 2000-х годов взявшую под политический и финансовый контроль практически весь Восток и Юг Украины. После "оранжевой революции" и поражения на президентских выборах 2004-2005 годов пошёл на ситуационное сотрудничество с Ющенко, которое фактически продолжалось до внеочередных парламентских выборов, состоявшихся 30 сентября 2007 года. После этого благодаря своим американским консультантам начал работать "в связке" с Блоком Юлии Тимошенко, судя по всему, рассчитывая после её победы на президентских выборах в третий раз за карьеру получить пост премьер-министра Украины, полностью гарантирующий интересы "группы Ахметова".
Владимир ЛИТВИН (1956).
За исключением пресловутого "дела Гонгадзе", "не был, не состоял, не привлекался". Бывший помощник Леонида Кучмы, идеальный функционер-аппаратчик перестроечного образца, Герой Украины (как утверждают, это почетное звание получил за успешную "челночную дипломатию" между Ющенко и Януковичем в ходе "оранжевой революции").
Арсений ЯЦЕНЮК (1974).
Самый "молодой да ранний" в обойме украинских национал-демократов новой волны. Усиленно обкатывался на высших постах государственной власти Украины (министр экономики, министр иностранных дел, спикер Верховной Рады, ни на одном из этих постов не проработал более полутора лет). Родная сестра постоянно проживает в США. Из-за усиленной политической амортизации "проекта Ющенко" был вынужден раньше времени уходить в "автономное плавание", так и не получив реального (со словесным всё в порядке) признания как потенциальный лидер среди украинской элиты.
Разумеется, сегодня идеальным вариантом для Байдена и Ко была бы передача президентской власти из рук Виктора Ющенко в руки Арсения Яценюка, однако по целому ряду причин реализация подобного сценария выглядит абсолютно "неподъёмной" — даже с учётом обусловленного социально-экономическим кризисом на Украине несомненного успеха "новых оранжевых" национал-радикалов, объединения "Свобода" Олега Тягнибока, принципиально способных выступить в качестве массовой партийной структуры для нехаризматичного Яценюка. Времени на должную "раскрутку" его кандидатуры в обществе и на достижение необходимых договоренностей в "верхах" катастрофически не хватает, а жертвовать подобной перспективной фигурой — не в правилах американских политических игр. Поэтому для него и для "Свободы", скорее всего, до следующих выборов будет зарезервирована политическая ниша "привилегированной оппозиции" и "теневого кабинета".
Вопрос заключается в том, кто из оставшихся трех (Ющенко по уже описанным выше причинам отпадает) кандидатов на президентский пост способен гарантировать создание и функционирование такой ниши? Не говоря уже о защите продвижении текущих интересов Америки в целом и нынешней демократической администрации Белого дома в частности? Очевидно, что это не Юлия Тимошенко, поскольку "новые оранжевые" демонстрируют на политической сцене еще больший популизм, чем бывшая "газовая принцесса и "королева Майдана", тем самым выбивая из-под её ног массовую социальную опору, особенно на Западе и в Центре Украины, где сильны националистические настроения. Сама она, судя по всему, это прекрасно понимает и видит в "новых оранжевых" главную угрозу для себя.
Находясь в достаточно жесткой связке дружбы-вражды с Юлией Тимошенко, вряд ли может дать такие гарантии и Виктор Янукович — даже несмотря на обращение к нему Байдена "господин президент", Виктор Федорович не забыл, как в 2004 году "демократические" политтехнологи выставляли его на Западе исчадием ада, и теперь вряд ли будут отрабатывать обратно.
Остается "приятный во всех отношениях" Владимир Литвин, но в случае прямой конкуренции с Юлией Тимошенко он неизбежно и безнадёжно проигрывает. Спрашивается, существует ли такой сценарий, такое решение данного уравнения со всеми известными, в рамках которого можно решить подобную проблему? Несомненно, такой сценарий и такое решение существуют, и далеко не в единственном варианте. Но все они — и это нужно отметить специально — оказываются так или иначе связаны с устранением, добровольным или вынужденным, действующего премьер-министра с политической сцены Украины. Если это по какой-то — неважно, по какой именно (громкий скандал, болезнь, несчастный случай с ней самой или с членами её семьи) — причине произойдёт, прямая дорога к президентству Владимира Литвина (и, само собой, железобетонному премьерству Виктора Януковича) открывается как бы сама собой.
И если в Блоке Юлии Тимошенко после встречи с Байденом сложилось впечатление, что в официальном "демократическом" Вашингтоне на грядущих президентских выборах решили сделать ставку на Арсения Яценюка (а отмеченное голосование за сокращение сроков избирательной кампании было нацелено как раз на то, чтобы максимально сократить возможности его личной "раскрутки" к 10 января 2010 года), то это, похоже, очень серьёзное заблуждение. Последствия которого могут оказаться ещё более серьёзными.
г.Киев

1.0x