Авторский блог Мария Карпова 03:00 29 июля 2009

НЕ БАЛУЙ!

НОМЕР 31 (819) ОТ 29 ИЮЛЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Мария Карпова
НЕ БАЛУЙ!

Экспозиция Третьяковской Галереи "Художник и Время" (филиал на Крымском Валу) посвящена истории советского плаката.
Надо сказать, что среди множества способов отображения жизни, совершенно сегодня затерялся агитационный плакат, утих в своём величественном первоначальном значении, выродился в коммерческую рекламу.
Тайна сего велика есть! Когда один-единственный лист бумаги переворачивает и пробуждает внутри сознания неведомые силы… Со своим лаконизмом, кричащей яркостью, со смыслами, что находят приют в головах миллионов — один плакат говорит порою намного больше о породившей его эпохе, чем тома исторических исследований и монографий.
В каждый период плакат соответствовал определённым задачам. После 1917 года плакат нёс в себе три важных функции: агитация — направление жизнедеятельности в нужное русло; информация — коротко, ясно, бесплатно, и сразу всем; эстетика — приобщение рабочего класса к искусству и искусства к рабочему классу.
Тематика раннего советского плаката ни в коем случае не ограничивалась прославлением новой власти. Среди тем были такие насущные, как: борьба с дезертирством и спекуляцией, подъём духа рабочих, создание установки на здоровый образ жизни. Об этом как раз — плакат Дейнеки ставший лицом выставки: "Колхозник, будь физкультурником!"
Многие изображения посвящены великому делу ликвидации безграмотности, то есть возможности получить образование всем, причём бесплатно "Отличным учением отблагодарим Родину!" — замечательно сказано. И, конечно же, присутствуют здесь сатирические образы прогульщиков, пьяниц, лентяев и двоечников. Суровое время требовало мобилизации всех сил и средств!
Это особенно видно на знаменитых пламенных плакатах военной поры: "Воин Красной армии — спаси!", "Родина-Мать зовёт!", "Выстоять!".
Послевоенное время — меняется тематика и эстетика плаката. Если в сталинской агитации за мирную жизнь ратует воин Красной Армии, сующий мощный кулак под нос "поджигателю войны" Дяде Сэму, то тут в агитации за мир преобладают образы женщин, детей, голубей…
Время идет: тема космоса сменяется проблемами сохранения культурных памятников, вопросами экологии. Все это бесславно заканчивается "разоблачениями тоталитаризма" и прочего "мрачного советского прошлого".
И как своего рода "жизнь после жизни" — ряд постсоветских плакатов с выставки призывают нас бороться со СПИДом и осуждать скинхедов...
Так агитационный плакат, потерявший свою энергетику, поменявший смыслы на противоположные, в наше время выродился и исчез.

1.0x