ЯНКА. Антология под редакцией Егора ЛЕТОВА. Домой! Ангедония. Последняя акустика. Стыд и Срам ("Выргород") 2009.
Эти переиздания альбомов Янки Дягилевой были собраны и отреставрированы Летовым и Натальей Чумаковой летом 2007 года. Три альбома и ранее официально неизданная концертная акустика в Иркутске с ответами на вопросы. Все диски с бонусами, в которых собраны фактически все архивные студийные и некоторые редкие концертные записи Янки. Каждый диджипак содержит 32-страничный буклет с текстами песен, множество фото из архивов ГрОб-Records и знакомых Янки, снабженные комментариями Егора Летова к альбомам.
"Под редакцией" звучит, конечно, как собрание "литературных памятников" под редакцией Лихачёва или Аверинцева. Несмотря на всего три года творческой активности, три десятка песен, сегодня по поэтике Яны Станиславовны Дягилевой пишут диссертации, а каждую вторую отечественную рок-особу сравнивают с Янкой. Хотя сама Янка ощутимо далека от рок-мейнстрима времён перестройки и тем более от "рокапопса". По большому счёту, "положительные", утвердительные определения в её адрес вряд ли возможны.
Как справедливо написал Юрий Сапрыкин в "Афише": "Несмотря на тонны мемуаров и рецензий, так и не найдено ни объяснения, ни даже подходящих слов". А ещё не подавшийся в раввины главред журнала "Rockmusik.ru" Григорий Фельдман как-то сослался на некое уважаемое западное издание, в котором была примерно такая аттестация — мы не понимаем слов, качество ужасное, но это музыка такой силы и энергетики, что её обязательно надо иметь в виду.
"К 24-м годам через нее прошло такое перенапряжение, что все существовавшие предохранители просто не выдержали. Ее захлестывала боль, и она уже больше не могла ни петь, ни ходить по земле", — Кушнир в "100 магнитоальбомах советского рока".
В момент знакомства с сибирской волной у меня по отношению к Янке возник некоторый внутренний барьер. Ломало то, что сам Летов точно сформулировал в "Гроб-хрониках" как: "раздражающая этакая весьма скорбная, пассивная и жалкая констатация мировой несправедливости".
Янка напрямую связана со своим временем, но при этом парадоксально — вне поколений. Скорее её слушатели принадлежат к особому типу людей, открытых боли. При этом это могут быть полярно разные люди — от богемы и абсолютно несистемных граждан до вполне себе преуспевающих деятелей. И хватает тривиально — нарциссических персонажей с наивно-стереотипными представлениями о мире.
Дягилева выразила то, что близко многим тысячам. Это состояние тоски и тревоги, именуемое на Руси — кручина. Её песни скорее напоминают плачи, так голосят на похоронах по близкому человеку.
Это был и вызов равнодушному обществу, и тоска по золотому веку гармонии, который невозможен в дольнем мире. В песнях Янки выпукло обнаруживается личностное начало, но при этом явственно слышен глас природных стихий. И стихии подчёркнуто женские — земля и вода. С ними она была неразрывно связана, с ними и осталась.
Кидай свой бисеp пеpед вздёpнyтым pылом.
Кидай пyстые кошельки на доpогy.
Кидай монеты в полосатые кепки.
Свои песни — в pаспpостёpтyю пpопасть.