Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 29 апреля 2009

СВОБОДА — ДЛЯ

НОМЕР 18 (806) ОТ 28 АПРЕЛЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
СВОБОДА — ДЛЯ

ХУК СПРАВА. Чёрно-белый режим (B&H Russia Records), 2009.
Когда эта группа возникла три года назад, я вспомнил известный "диагноз" перспективного перевоплощения музыкального эксперта. Считается, что рано или поздно человек, если он остаётся в теме, находит новый формат. Вариант — стать писателем, работать с большими формами вроде жизнеописаний группы; перейти в продюсеры; наконец, — самому стать музыкантом. C крайне правого фланга можно вспомнить роскошный опыт Майкла Мойнихана ("Blood Axis"), из мирового шоу-бизнеса не к ночи помянуть Мэрилина Мэнсона. Так и получилось с вокалистом и автором текстов группы Сергеем, известным также как "Ой-Ёй".
"Ой-Ёй" — большой знаток, ценитель и пропагандист так называемой "правой сцены". Но, видимо, чего-то не хватало и возникла необходимость сказать что-то своё. И надо сказать, получилось весьма убедительно. Группа открыта и ориентирована на широкую публику, в её посланиях нет сектантской зашоренности, ощутимой у многих правых групп. "ХС" сохранил и усилил свой принципиальный курс на "внесубкультурность".
При этом за всеми пассажами группы стоит определённое мировоззрение. "Хук Справа" с момента создания является официальным голосом движения "Русский Образ". Авторитетным участником которого, кстати, также является автор книги "Русский бунт навеки" Дмитрий Тараторин.
"Чёрно-белый режим" — классический сорокаминутный рок-формат, 14 песен. Число, наверняка, не случайно. "Хук Справа" вполне готов подписаться под знаменитой формулой из 14 слов американского военнопленного системы Дэвида Лэйна — "We must secure the existence of our people and a future for white children" — "Мы должны защитить существование нашего народа и будущее для белых детей".
Альбом от начала и до конца держит в напряжении, отсутствуют провалы и пустоты. И потом долго композиции и отдельные пассажи крутятся в голове. От демо запись отличает богатство аранжировок. Хотя в паре мест, на мой взгляд, они несколько размазывают звучание.
Кстати, самой песни "Чёрно-белый режим" на альбоме нет. Лежит на перспективу. В истории такое случается. Например, альбом "The Doors" "Waiting for the Sun" не включает в себя одноимённую песню, она выйдет уже на пластинке "Morrison Hotel".
Собственно, "Чёрно-белый режим" — это целая концепция группы. "Чёрно-белый режим — аллегория, обозначающая критически мыслящую личность… Чёрно-белый режим — это наличие у человека постоянно включённого "духовного фильтра", обусловленного и воспитанием, и мировоззрением, и национальностью, и происхождением. Через фильтр протекает информация, подвергающаяся детальному анализу. Эта информация перманентно раскладывается на составляющие, человек мыслящий присваивает метки: "своё" — "чужое", "полезное" — "вредное", "правильное" — "неправильное". Смысловое наполнение данного пропускного механизма у всех разное, это и делает людей разными". С некоторыми аспектами "чёрно-белого режима" можно поспорить, но не в рамках рецензии. Замечу, что в независимой музыке всё активнее проявляется тенденция серьёзного обоснования своего художественного выбора.
Стилистика "ХС" именуется "социально ориентированный панк". Музыкально здесь полное соцветие — от ска до хардкора. "Панки" — они, пожалуй, только в открытости своего творчества. "Чёрно-белый режим" — это, несомненно, диалог со слушателем.
Но для панка важен тезис "no future", "будущего нет". Здесь будущее, несомненно, есть. Однако это не наивно-прогрессистский оптимизм. Скорее речь идёт о возможности и необходимости нового общества, далёкого от лживой либеральной системы. И клетки, прообразы этого общества возникают уже здесь и сейчас.
Нередко бывает, что претензия на глубокое содержание сопровождается ужасно скучной подачей. В итоге мессидж исчезает в мешанине символов. "Хук Справа" реально развлекает, при этом всё вполне серьёзно.
"Хук Справа" — это призыв быть самим собой. Но своё подлинное "я" ещё предстоит открыть в себе, очистить от множества наслоений современного мира. "Бойцовский клуб" тому большое подспорье.
"Чёрно-белый режим"— не удивляйтесь — это настоящая апология свободы. Конечно, это не перестроечный стон русского рока — "дайте свободы". Музыканты взыскуют не развращающей и эфемерной "свободы-от", но действенной "свободы-для". Необходимое условие оной — дисциплина, та самая "злая богиня любви, что постоянно требует жертв" (Сантим). И обретается эта свобода в борьбе — с обществом, с инерцией сущего, с самим собой, наконец.

Идти вперед, покуда будут силы.
Идти вперед, пусть рвутся наши жилы!
Идти вперед, хоть Цель ещё не видно.
Прожить жизнь так, чтоб не было нам стыдно!


1.0x