Авторский блог Сергей Угольников 03:00 29 апреля 2009

БУРАТИНЫ НЕ ПО ФРЕЙДУ

НОМЕР 18 (806) ОТ 28 АПРЕЛЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Угольников
БУРАТИНЫ НЕ ПО ФРЕЙДУ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Выставочного Центра "Гараж" вне зависимости от желаний устроителей стала демонстрировать не скандальный, а прямо-таки установочный характер. Так, очередная предлагаемая "Гаражом" экспозиция интересует нас не только как локальная сезонная мода, но и как "искусствоведение само по себе и надолго".
Этому подтверждение — проходящая в "Гараже" выставка работ из коллекции Франсуа Пино, которая называется "Определённое состояние мира?" Робкий вопросительный знак в названии — лишь дань хорошему тону, ведь незыблемый статус данного коллекционера, владельца аукционного дома "Сотбис", сложно проигнорировать даже в отдалённой перспективе.
Огромный череп, составленный из груды блестящей нержавеющий посуды, встречает нас прямо в фойе, задавая настроение всем дальнейшим перемещениям. Пойдёшь налево за билетом, потом направо в гардероб, а "Очень голодный бог" (инсталляция индийского художника Субодха Гупты) блестит и посматривает на визитёра. И это первое впечатление нагружает вопросом: не тождественно ли Определённое Состояние — тому самому Капиталу, и не является ли выставка марксистским виражом на повороте, похоронившим потуги российских "актуальщиков", которые привыкли действовать во фрейдистской системе координат?
Изделия, что последнее двадцатилетие втюхивали нам в качестве версий западноевропейского левого дискурса, обычно выглядели как некие "радикальные акты" с прилагаемым текстом — пояснением или инструкцией. Мол, без инструкции мы ничего не поймем. Однако зачастую эти инструкции были столь путанными, многословными, написанными на птичьем квазифилософском языке, что неполнота выразительных способностей авторов только усугублялась, вызывая у потребителей такого "искусства" помрачение ума. Но в случае коллекции Пино все обстоит иначе.
Здесь можно прочитать между строк: "объекты с распечатанными к ним пояснениями не входят в круг интересов коллекционера, относятся к жанру наглядной агитации и должны оцениваться согласно реализованным тиражам".
Столь же действенным можно считать и дальнейшие части экспозиции. Раздел "Война" — есть причина и следствие кризисных состояний. Здесь ряд армейских палаток с поющими внутри соловьями и вышками английских концентрационных лагерей по периметру.
Суровая реальность битв за Капитал прикрыта разделом "Общество спектакля". "Страус" (работа Марицио Каттелана), заткнувший голову в бетонный пол, провокационен. Очень хочется дать ему под зад. Виной тому смутное представление, что птица "там" смотрит телевизор, как и миллиарды его бескрылых собратьев, неспособных оторваться от кушетки перед экраном. Дополнительным подтверждением, что публике был предъявлен вариант трудовой теории стоимости, можно понять, увидев в углу экспозиции три розовых сердечка. И если Тим Нобл и Сью Вебстер (с сердцем "Жертвенным") или Хоана Васконселуш (с "Независимым") еще могут быть истолкованы как результат затянувшегося периода взросления авторов, то классик Джеф Кунс (с его "Подвешенным сердцем") бьёт прямой наводкой. В принципе, и в "Цепях Трактора", и в "Груше для сноса зданий" того же художника есть моменты "самоуничтожения офисного мышления", но его "сердечко" не оставляет возможности для двоякой трактовки. Когда Кормильцев писал, что "мерилом работы считают усталость", он явно не мог представить обратного потенциала будущего хита "Наутилуса". Именно количеством затраченных художником человеко-дней (вкупе 10 лет!) определяется ценность отшлифованной громадной "валентинки".
Труда одного человека задекларировано очень много, но именно потому, что он Кунс, а не сотня китайцев, "добавленная стоимость конечного изделия не делится на количество затраченной рабочей силы".
Раздел выставки под названием "Глобализация" путей снижения затрат при производстве предметов искусства почему-то не иллюстрирует. Работы Ширина Нешата "Ходжа" и "Захра", хоть и соотносят с европейской живописной техникой семнадцатого века, сделаны они всё-таки с применением современных технологий. К последствиям глобализации совершенно справедливо отнесён и обгоревший остов "Бумера", названный его "создательницей" Адель Абдессемед "Практика нулевой терпимости". Наверное, название должно было возвращать к отупляющему пережёвыванию фрейдо-марксистских агиток, до сих пор определяющих сознание западных обывателей и местных ценителей "общечеловеческих ценностей". Но для большинства изживающих свой век в интерьерах России этот экспонат вопиет: "не вернутся, люди русские, девяностые ужасные" (В. Емелин). Мол, к "нулевым" перестреляли друг друга "братки" в разборках, сожгли вещественные доказательства и средства передвижения, и воцарилась всеобщая молчаливая "терпимость". Конечно, основную идею немного глушит зомбируяющая ядовитая рентгеновская инсталляция на выходе и привычное обилие видеоарта. Но это — как элементы декомпрессии для взбаламученного офисного планктона.
Как известно, владельцы галереи проводят аттракционы невиданной по сегодняшним временам щедрости — в выходные там действует бесплатная художественная школа для детей. И даже избыток секьюрити кажется частью художественного представления. Ибо сложно представить, что грабители ворвутся и своруют поварёшки из инсталляций для последующей перепродажи на толкучках Москвы.
Поныне актуальный Андрей Вархола ценен не только тем, что впаривал раскрашенные плакаты Мэрилин Монро нью-йоркской буржуазии, а тем, что стоит в себе в русинской части Словакии музей с его бесценными работами, подаренными односельчанам, на которые никто не покушается. Ну, кому нужны пустые банки из-под кетчупа?
"Искусство принадлежит народу". Знание это гораздо ценнее прибавочной стоимости билета на выставку в "Гараж".

1.0x