НОМЕР 10 (798) ОТ 4 МАРТА 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
В связи с отмечаемым ныне 30-летием Исламской революции в Иране, очевидно, будет нелишним напомнить об идеях аятоллы Хомейни, вдохновивших иранский народ на ее свершение.
Образование всемирного теократического государства — таковой была прокламированная конечная цель вождя Исламской революции 1979 г. аятоллы Рухаллы Хомейни.
Еще в 1940 году он опубликовал трактат "Раскрытие тайн", в котором утверждал право факихов (знатоков мусульманского права) управлять всеми делами общины. Аятолла Хомейни писал, что светские правители обязаны подчиняться суждениям улемов, которым официально должна принадлежать вся полнота власти. А шаха Ирана Резу Пехлеви, стремившегося ослабить позиции шиитского духовенства, он называл узурпатором.
Свои главные идеи об устройстве идеального государства Хомейни выразил в книге "Исламское правление", написанной на основе лекций, прочитанных им в иракском городе Неджефе в 1971 г., где с 1966 г. он находился в эмиграции.
Строго придерживаясь идеи единобожия (таухида), Хомейни объявил излишними все законы и установления, кроме шариата, который, по его мнению, полностью соответствует потребностям людей и способен обеспечить их счастье. Он хотел перестройки на этой основе личного и общественного сознания мусульман, чтобы выработать у них чувство исламского самосознания. Идея таухида заложена и в основу хомейнистской концепции государственно-правового регулирования, образцом которого Хомейни считал функциональную структуру общины времен Пророка. Он опирался на те священные тексты, согласно которым правоверный обязан поклоняться одному только Богу, отбрасывая в сторону все прочие, в которых эта мысль выражена недостаточно четко.
Признавая абсолютное совершенство ислама, Хомейни утверждал, что подлинная справедливость присуща лишь истинно мусульманскому лидеру, в то время как всем светским правителям свойственна несправедливость. Поэтому подлинные правители "государства ислама", по Хомейни, — толкователи воли Пророка и имамов, пока "сокрытый имам" не явится людям. Факихи не только толкуют Божий закон, но и осуществляют надзор за всеми светскими институтами, руководствуясь шариатом, будучи как бы рупором "сокрытого имама". Вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках образцового богослова, обладающего высокими личными качествами: беспристрастного, отличающегося совершенным знанием хадисов-ахбаров — шиитских преданий о пророке Мухаммаде, его сподвижниках и последователях. Он является высшей богословской инстанцией, он — муджтахид, которого признают все, в отличие от других, за которыми следуют только их приверженцы.
Учение Хомейни получило отражение в исламской конституции, закрепившей абсолютную власть улемов и высший авторитет духовного лидера страны, а в качестве цели провозгласившей создание исламского общества. Революция в Иране и исламизация всех сторон иранского общества, как считали Хомейни и его сторонники, — это шаг к всемирной общине мусульман на почве общей идеологии, источником которой является Коран, не знающий неравенства ни социального, ни экономического, ни национального, это шаг к всемирному государству непогрешимого махди. В Конституции Исламской Республики Иран сказано о необходимости "расчистить путь к созданию единой всемирной исламской общины" и провозглашается политика союза и согласия между мусульманскими народами, идея политического, экономического и культурного сплочения мусульманского мира.
1.0x