Авторский блог Сергей Угольников 03:00 9 декабря 2008

АПОСТРОФ

НОМЕР 50 (786) ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Угольников
АПОСТРОФ

Михаил Бакунин. Интернационал, Маркс и евреи. Пер. с франц. В.М. Смирнова — М.: "Вече", "АЗъ", 2008. — 320с.
Вопросу о том, почему марксизм, возведённый в СССР на уровень государственной идеологи, испарился сразу и быстро, оставшись уделом философов и социологов, можно посвящать множество исследований. Элементарные ответы, на уровне: "целили в коммунизм, а попали в Россию" к упрощению представления, паче чаяния, не ведут. Например, потому, что множество европейских и американских "марксистов-гуманистов", от Фромма до Глюксмана, целились именно в Россию, никаких претензий к основоположнику и его идеалам — не предъявляя. С другой стороны, именно "пороговое" падение марксизма — может возродить надежды на столь же внезапное восстановление коммунистической догматики во всём былом величии, со штатными должностями профессиональных интернационалистов. В самом деле, сегодняшние "либералы", получавшие деньги за рекламу ввоза мигрантов, перед лицом финансового кризиса — вполне могут вспомнить о "мире, разделённом на классы, а не нации".
Тем больший интерес представляет книга неизвестных работ отца русского анархизма Михаила Бакунина "Интернационал, Маркс и евреи". Непосредственно книги с таким названием при жизни Бакунина не издавалось, и статьи, вошедшие в сборник, включают в себя произведения, отождествлённые при помощи амстердамского международного института социальной истории, большинство которых публикуется на русском языке впервые. Жизненный путь участника множества европейских революций, русского дворянина Бакунина, не располагал к глубокому теоретизированию на ниве "рабочей борьбы", но обстоятельства вынуждали взяться за перо, зачастую по поводам, с революционным движением не связанным.
Для Бакунина, на своей шкуре испытавшего реалии европейских режимов, стала открытием степень интриг и разногласий, царящих в "международном рабочем движении". Некоторые из них были порождены неустранимой разницей формирования цивилизации, иные — личными качествами "соратников по борьбе". Субъективные переживания Маркса способствовали написанию последним заклинаний о необходимости ликвидации "идиотизма деревенской жизни", а реальные знания Бакунина указывали на то, что крестьянство было наиболее революционным классом России. Формирование "кнуто-германской империи", с глубокой традицией подчинения и поклонения начальству, позволяло идеалистичным сторонникам марксистской догматики делать выводы о лидерстве немецкой модели развития с неизбежным сочувствием к идеям пангерманизма. Реалист Бакунин, не склонный к сентиментальности, указывал на то, что идеи и практика социализма могут прийти в Европу совсем с другой стороны, что оказалось ближе к действительности.
Достаточно пристального внимания удостоилось деятельность народа "образующего единую секту, нечто вроде народа-пиявки, прожорливого коллективного паразита". По наблюдению Бакунина, уже в то время секта паразитов захватила под своё влияние "всю немецкую журналистику и наводнили в качестве второстепенных вожаков социал-демократическую рабочую партию, к великому вреду для пролетариата Германии". Предостережения Бакунина о вреде, который может нанести пролетариату этот "медийный союз", были проигнорированы эпигонами Маркса, что привело как к "перегибам" периода гражданской войны, так и к демонтажу остатков социализма, состоявшемуся в недавнем прошлом. Очевидно, что взглядам Бакунина по вопросам интернационала не хватает сегодняшнего опыта, что наследники Ротшильдов могут не только консервировать, но и революционализировать "взаимно уважающих" марксистов, но эта задача — для более спокойных исследований марксистской метафизики.
1.0x