НОМЕР 50 (786) ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нотин
КАКАЯ ЭЛИТА НАМ НУЖНА?
Обострение кризиса мировой финансовой системы (МФС), коснувшееся уже и России, имеет ряд беспрецедентных особенностей.
Впервые удару подверглась не какая-то отдельная, пусть и важная, часть того мироустройства, которое мы именуем современной цивилизацией, а вся конструкция, весь механизм в целом. Каждый из нас инстинктивно чувствует, а специалисты нехотя признают: цивилизация испытывает пороговое напряжение, сотрясается до основания и может в любой момент рухнуть под тяжестью ею же созданных противоречий, конфликтов, диспропорций и перегрузок. Если деньги — это кровь мировой экономики, то кризис, поразивший МФС, схож с лейкемией — раком крови, и его метастазы быстро распространяются по планете.
Кризис не ограничен финансовой сферой. Фактически он уже проявляется повсеместно.
В политике — это банкротство основных форм власти: тоталитарной, коммунистической и либерально-демократической.
В науке — дефицит реальных прорывов уровня величайших открытий ХIX-XX столетий, всё более явный крен в сторону опасного для человечества "чистого" экспериментаторства (адронный коллайдер, клонирование человека, генная и биоинженерия).
В культуре — культ потребления, идеалы постмодерна, толерантность и виртуальные формы бытия, превращающие людей в биороботов.
В религии — обмирщение, лишающее человека последнего средства защиты от духовного растления и превращения его в "скота бессмысленного".
Новая реальность имеет новое качество, которого раньше никогда не наблюдалось: похоже, что в беспамятстве и алчности своей человечество незаметно для самого себя уже перешагнуло некую "точку невозврата". Ряд авторитетных российских ученых, например, считает, что человечество не имеет технологических возможностей и средств для предотвращения назревающей экологической катастрофы, которая может стать реальностью к 2030 году.
Никто не собирается сгущать краски и тем более сеять панику. Но и прятать голову в песок при соприкосновении с действительностью тоже неправильно. Надо готовиться к худшему, лучшее само придет. Реальность может превзойти наши самые негативные представления о ней; не зря апостол Павел писал, что мы, люди, видим её "гадательно, как бы сквозь мутное стекло".
Лучше осознать угрозу сполна, чем тешить себя сладкими иллюзиями. Нас убеждают, что скоординированными усилиями государств и правительств этот кризис вот-вот будет преодолен — это и есть "сладкая иллюзия". Нам предлагают расслабиться и ждать у моря погоды — авось, рассосётся. Опять всё то же вялое, пассивное бездействие в надежде на "доброго барина", который приедет и "все рассудит".
Хорошо, скажете вы, а что делать?
Все эти грозные раскаты — не что иное, как предупреждение свыше — не исключено, что одно из последних. Это божий призыв ко всем, кто еще не захлебнулся в патоке постмодерна, сбросить дрему и оцепенение, чтобы еще раз остро и непредвзято оценить происходящее с нами и вокруг нас.
Это неявное, негласное указание на то, что время еще не иссякло, оно еще есть, и признание хотя бы "избранными", хотя бы малой частью человечества порочности и ошибочности прежней жизни может стать искупительным и спасительным для всех.
Большинство из нас, православных предпринимателей, на собственном опыте знает, что кризис — личностный или общественный — несет в себе не только отрицательные, но и важные положительные стороны. Это не кара Господня. Это наказание. Но не в смысле кары — Бог бесстрастен и всеблаг! — а в смысле назидания и промыслительного, полезного для нашего спасения наказа, влекущего человека не в смерть, а в жизнь. Банкротства и личные трагедии, переживаемые в эти дни многими нашими коллегами, открывают им путь нового понимания себя и окружающего мира. Они пробуждают веру. Это очень больно, очень страшно — по себе знаю! Но жить под спудом общего для всех нас недуга гордыни и самонадеянности еще страшнее. И опаснее: в конце такой жизни — полный духовный распад, а затем вечные муки в геенне. Лечить болезнь самомнения и духовной слепоты уговорами и "примочками" бесполезно, поэтому, как учат Святые Отцы, Господь, целитель и спаситель, вынужден прибегать к радикальным "хирургическим" средствам, таким, как личный и всеобъемлющий кризисы.
Обострение глобальной болезни человечества полезно еще и тем, что выявляет "болевые точки". Перед лицом назревающей катастрофы "мудрецы мира сего", управляющие (как им кажется) судьбами мира из-за кулис, теперь наверняка и сами начинают сомневаться в собственном "всесилии". Вместо того, чтобы признать крах насквозь лживой и порочной либерально-демократической модели, силою навязываемой народам мира, повиниться пред Богом, людьми и своей совестью, они все более настойчиво призывают к модернизации и реконструкции этой насквозь прогнившей модели. Но как? Оказывается, путем установления тотального контроля над личностью, создания мирового правительства и (!) сокращения численности населения с шести до двух миллиардов человек.
Гитлер, как говорится, отдыхает!
Поразительная "логика"! Модернизировать то, что послужило главной причиной глобального кризиса, — это примерно то же, что тушить пожар, заливая его бензином. Впрочем, всё верно — "мудрость мира сего есть безумие пред Богом".
Россия и Православие — единственные и, похоже, последние бастионы на пути распространения глобальной нигилистической чумы.
Недавно в Мюнхене мне довелось говорить на эту тему с архиепископом Марком (РПЗЦ). "Наша западная молодежь, — сказал он, — уже погибла, а в России, несмотря ни на что, молодежь еще жива".
Что значит бастионы? Наверное, речь не о том, что мы еще не пали жертвой вселенского обмирщения и можем себе позволить духовно "таять" под натиском сил тьмы поднебесной. Больше ли мы продержимся в этой глухой обороне, меньше ли — какая разница? Если ничего радикально не изменится в лучшую сторону, финал ясен. И, увы, для нас он печален!
О бастионах мы можем говорить, о них вообще имеет смысл говорить только в контексте активного и творческого противодействия нагло торжествующему злу. Далеко не все еще потеряно. Ничего вообще не потеряно! Важно, не падая духом, с помощью Божьей вырабатывать новую, адекватную вызовам времени наступательную (и оборонительную, если потребуется) тактику, исправлять ошибки, собирать силы и создавать широкие национально-религиозные союзы, координируя инициативы мирян с Церковью, которую не одолеют "врата ада".
Очень важно, как представляется, уже на данном этапе определить авангард и движущие силы нашей борьбы. Убежден, это национальное предпринимательство и здоровая часть российской молодежи.
Малое и среднее предпринимательство (не олигархи, не компрадоры и не спекулянты, конечно) — единственная в сегодняшней России общественная сила, объективно заинтересованная в сохранении страны и ее подъеме. Бюрократы и чиновники в большинстве своем суть временщики. Пораженные вирусом коррупции и цинизма, разорвавшие в душе связи с Родиной, они (до подавления этого вируса в национальном масштабе — а произойдет это не скоро) едва ли смогут обеспечить нашему духовному ополчению сколько-нибудь серьезную системную поддержку. Можно, конечно, и нужно рассчитывать на отдельных верующих представителей власти. Но и эти последние связаны по рукам и ногам "правилами игры" внутри безбожной элиты, идущей в арьергарде все тех же западных глобалистов.
Интеллигенция — тоже не опора. Как и во времена Ильина, Хомякова и Леонтьева, она погружена в свои философские грезы, в бесплодные потуги рационально-гуманистического осмысления действительности, ведущие в никуда. Интеллигенция (опять же разговор не о всей этой социальной группе, а об основном ее потоке) готова и дальше за кусок хлеба оправдывать злодеяния либералов и демократов, под личиной которых выступают "волки в овечьей шкуре". Их видно издалека по делам их.
Вряд ли приходится рассчитывать и на политические партии — результат временного и шаткого симбиоза интеллигенции с политиками и верхушкой бизнеса. Партийная жизнь в России умерла. На ее развалинах — шапито и пиар. Все "партийцы" — и правые, и левые, и центристы — говорят об одном и том же, для себя говорят, для власти и в ее интересах, но только не для народа.
Народ же, как сознающая себя и свое предназначение часть общества (в народ входит именно сознательная часть этноса, а не так называемые народные массы), пока остается пассивным и безмолвным. Это явление не вечное. Это результат шока, вызванного бандитскими экономическими "преобразованиями", потребительским угаром, отчего многие люди "двинулись рассудком", а главное — половодьем порока и бесовщины, хлынувшим из "свободного Запада" на постсоветскую Россию при необъяснимом попустительстве или безразличии ее властей.
Предпринимательству мелкого и среднего звена, интересы которого и представляет "Опора России", бежать некуда. Здесь, в России, его корни, дело, перспективы. Здесь живут люди, не только заработки, но и судьбы которых целиком зависят от результатов отечественного бизнеса. Здесь вера в Отчизну, гордость за ее историю и за своих предков. Уважение же к последним проявляется не в богатстве убранства могил, а в том, насколько мы способны следовать лучшим примерам и традициям отцов.
Вторая после предпринимательства реальная сила духовного сопротивления нигилизму в России — это молодежь. Не маргинальная, не отброшенная по тем или иным обстоятельствам на обочину жизни, а высокообразованная, университетская, даже в известном смысле политизированная. Та, что не хочет пропадать в ночных клубах и не покупается на "морковку" Дома-2. Та, что остро чувствует риски и вызовы нашего неистового времени, не удовлетворяется животными удовольствиями постмодерна, ищет выход и смысл жизни. Эта молодежь сохранилась и в столицах, но главные ее отряды — на периферии, ибо "провинцией Россия спасена будет".
Политизированности этих ребят бояться не стоит. Участием в молодежных, в том числе и прокремлевских организациях, они компенсируют тот идейный и даже, в известном смысле, нравственный вакуум, который возник в обществе после разрушения "до основания" советской системы воспитания, образования и досуга молодежи. В этой советской системе не было места Богу (оттого она прогнила и развалилась), но была семья, школа, ВУЗ, общественные объединения, проводившие в жизнь основные, базовые принципы нравственности, по сути, заповеди Христовы. Нынешняя семья и нынешняя образовательная система не имеют и этого. Школы и ВУЗы наполнены всевозможными валеологиями и скрытыми саентологиями, прививающими нашей молодежи не просто чуждые, а в полном смысле вредные и ядовитые духовные "ценности". Само общество из опекуна и коллективного наставника своих детей за два десятилетия т.н. рыночных преобразований (культа мамоны) и свобод (вседозволенности) превратилось в их насильника и гонителя. Кто-нибудь может быть уверен, что через год, пять, десять лет вообще можно будет без охраны выпускать ребенка на улицу?!
Придумано и название этому беспределу — толерантность! Мы равнодушно глотаем очередной "импортный" термин, даже не задумываясь о его подлинном значении. Я тут поинтересовался, и вот, что выяснил. Толерантность — это ослабление иммунитета живого организма вследствие введения в него чужеродных элементов; второе значение — привыкание к ядам. Если так, нам действительно прививается толерантность: духовный иммунодефицит (СПИД) и невосприимчивость к духовной отраве.
Молодежь острее нас с вами ощущает враждебность и вредность для себя этой информационно-общественной среды. Но в том-то и дело, что эта среда плотной завесой навязчивой информации и бесовских (иначе и не назовешь!) развлечений отгораживает ее неопытное и необученное сознание от истинных целей, ценностей и смыслов. Получается так: власть одной рукой одобрительно похлопывает формально реабилитированную Церковь, а другой пропускает нигилизм в "святая святых" общества, туда, где созидаются его безопасность и будущее развитие, — в молодежную среду.
Русской молодежи сегодня как воздух нужна правда. В отличие от старших поколений, ей еще предстоит жить и выживать — и в стране, и в охваченном кризисом мире. Человек — существо психофизическое, и он чувствует приближение катастрофы, тем более мировой, сколь бы ни были ослаблены и зашлакованы его духовные рецепторы. Молодежь не устраивают лживые утешения типа "авось, как-нибудь все устроится" или "то ли еще будет, живи и радуйся!". Ей нужны ясная и жесткая альтернатива, прямой разговор о том, что менять, как менять, с чего начинать. По инерции полученного рационалистического и атеистического (это в православной-то стране!) образования она еще верит в парадигмы инноваций, интеллекта, инвестиций и прочей чепухи "от ума". В то же время даже простое упоминание о том, что вся наша нынешняя реальность — в сущности, и есть результат осуществления таких парадигм, принимается ею вполне серьезно. Какой вообще смысл вкладываем мы в понятие модернизация? Не попадаем ли мы всякий раз на одни и те же грабли? Достаточно ли потенциала человеческого интеллекта, чтобы одолеть кризис, им же и порожденный? Не пора ли, пока не поздно, поискать другие пути, обратиться к другим, высшим силам?
Еще раз повторю — ей, молодежи, со всем этим жить, рожать, строить, защищать. Для нее это не пункт теоретической дискуссии, а, если хотите, гамлетовский вопрос "быть или не быть".
Параметры нынешнего глобального кризиса таковы, что к модернизации приходится, хотим мы того или нет, подходить с иных, нестандартных, принципиально новых позиций. Модернизировать, то есть обновлять, улучшать, и усиливать современное общество нужно — спору здесь нет. Столь же очевидно и то, что делать это надо не поверхностно, не косметически, а самым радикальным образом, притом в кратчайшие исторические сроки. Набор свежих решений, предлагаемых интеллектом, весьма невелик, а инструментов — и того меньше. Старое эгоистическое и агрессивное сознание исчерпало свой новаторский потенциал: результаты его "трудов" говорят сами за себя. Сколько бы мы себя ни обманывали, ни тешили надеждой, весь кровавый, самоубийственный опыт мировой истории свидетельствует: старое не может создать новое, уродство рождает только уродство, и на свалке продуктов человеческого ума, к тому же помраченного нравственным безумием, бесполезно искать магические подсказки. Их там просто нет.
Искомые решения и светлые откровения могла бы дать людям мудрость сердца, сопряженного с Предвечным разумом — бесконечно более могущественным и любящим, чем куцый ум, заключенный в скорлупу эго. Однако для этого необходима модернизация иного порядка и уровня, а именно формирование новой элиты, которая, с одной стороны, была бы вооружена всеми техническими достижениями цивилизации, а с другой — впитала в себя всю полноту и чистоту духовно-нравственного наследия, накопленного христианством за две тысячи лет поисков и страданий. Важно понять, что речь здесь идет не о механическом усвоении и переработке этого опыта, а о принятии его сердцем и душою для деятельной, творческой жизни во Христе, для служения не себя, а Христа ради на поприще науки, экономики, культуры и даже политики. Другое дело — если однажды произойдет такое преображение и возникнет такая элита, ее представителей еще придется убеждать, уговаривать идти во власть, точнее, во властное служение — одно из самых тяжелых и ответственных пред Богом и людьми.
Настало время во весь рост ставить вопрос о необходимости всеобъемлющей христианизации жизни в России как единственного пути спасения страны и мира. И смею утверждать: значительная часть нашей молодежи готова ко "второму принятию" Христа, и это не ее, а наша вина, что спасительное духовное лекарство ей не дается в должном объеме и надлежащего качества.
Поясню, что имею в виду. Для того, чтобы запустить любой процесс, необходим катализатор или то, что в Евангелии именуется "закваской". Нынешняя информационно-общественная атмосфера в стране в силу многих объективных причин чрезвычайно неблагоприятна (если не сказать, враждебна и агрессивна) по отношению к тем, кто пытается идти нестандартным путем и вести духовный поиск. Да, с одной стороны, православное сообщество в России вроде бы на подъеме. Но, с другой стороны, и Зло в основных своих проявлениях — вымирание населения, падение нравов и растление подрастающих поколений, открытая и всепроникающая пропаганда бесовщины и сатанизма, разрушение семьи, дальнейшая деградация системы образования и воспитания и т.д. — тоже наступает. Зло плодит не просто язычество, а новое, воинственно антихристианское, зараженное идеями воплощенных и невоплощенных темных духов, (магии, НЛО, экстрасенсы и иже с ними, причем в невероятном разнообразии) сверхязычество. На этом фоне язычники первых веков христианства выглядят несмышлеными шаловливыми детьми. Это отнюдь не только моя оценка. Мне не раз приходилось ее слышать из уст иерархов нашей Церкви.
В такой среде, в такой общественной обстановке мы не можем пассивно ждать скорых и радикальных перемен к лучшему. Информационные сети и каналы, все поголовно, отсечены от православного сообщества и (не побоюсь этого слова!) враждебны ему. Даже если представить, что нам дадут возможность излагать через них свои взгляды, боюсь, эффект может получиться прямо противоположный. Эти сети заражены и опорочены, в мутном потоке грязи, льющейся по ним, наши обращения (фильмы, передачи и т.п.) будут выглядеть смешно. (Не случайно Святые Отцы предупреждали: говорить с недуховным о духовном — только смешить его).
Что остается? До создания своих, стопроцентно православных телеканалов федерального уровня — хочется надеяться, что когда-то это произойдет — "закваска" может создаваться путем налаживания вне (и далеко от) ограды Церкви прямого диалога православных мирян с передовыми отрядами молодежи. Поясню: речь идет не о священниках, не о катехизаторах в обычном значении этого слова, а о православных бизнесменах, ученых, писателях, политиках, журналистах — людях, с точки зрения молодежи, успешных, состоявшихся, авторитетных. Опыт нашей небольшой организации "Переправа" в проведении подобных встреч и семинаров в Нижнем Новгороде, Питере, Москве, Пскове показывает, что наиболее восприимчива к проблематике духовного развития именно образованная молодежь в университетском возрасте и старше. Причина проста: более молодые люди в силу своей гормональной незрелости и бытовой неопытности еще слишком доверяют посулам "лживого и лукавого" мира, позже у многих из них наступают трезвение и разочарование, а с ними — страх и поиск ответов на самые важные насущные вопросы бытия.
Значительная часть этой аудитории, как правило, испытывает серьезные предубеждения по отношению к официальной Церкви (это к разговору об информационной политике властей), но охотно идет на контакты с "нейтральными" верующими мирянами, видя в них живой пример того, что православие — вовсе не мракобесие и не мешает добиваться успеха в жизни.
Сверхязычество наших дней, проявляющееся в небывалом могуществе нигилистической пропаганды, требует изменения тактики миссионерской работы. До начала каких бы то ни было разговоров с молодежью на евангельские темы необходим некий "инкубационный период", цель которого — показать тупики современной цивилизации (они все это знают, но обобщение дает поразительный эффект!); доказать им факт незнания собственной двусоставной природы, духовной сущности, своего "внутреннего человека"; убедить, что только гармонизация их естества с помощью православия может помочь им выжить в современном мире. На это уходит от десяти до пятнадцати часовых занятий. Только после этого молодые люди готовы и настроены говорить об учении Христа, христианской жизни, спасении и служении.
Эти занятия позволяют постепенно и осторожно освободить сознание молодых людей от многих вольных или невольных заблуждений, стереотипов и даже навыков, относящихся к сферам неправославной духовной жизни. Необходимо показать им подлинную ядовитую сущность этих "наслоений", научить распознавать их, эффективно противостоять им через укрепление своей духовной православной основы, создание в себе своего рода духовной оси, стержня, помогающего самостоянию в экстремальных условиях неоязычества.
Святоотеческое учение обеспечивает всю необходимую методологическую и методическую базу для такой работы. Вопрос только в том, как ее правильно организовать, согласовать с Церковью и сделать системной.
В заключение отмечу: российское предпринимательство могло бы сыграть в этом деле важную роль. Порой мы тратим миллионы на строительство храмов, и, увы, известны случаи, когда эти храмы пустуют, становясь памятниками нашей духовной близорукости. Строительство храмов — это важно. Но не менее, а, возможно, и более важно, сегодня основные усилия бросить на "строительство душ", создание той "закваски Христовой", которой только и может быть спасена Россия.
1.0x