НОМЕР 48 (784) ОТ 26 НОЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Угольников
АБСТРАША
Премия Кандинского—2008
Прошлогоднее присуждение премии в области современного искусства было идеологически оформлено рефреном — финансовая капитализация оправдает актуальное искусство повышением ликвидности. Нынешняя ситуация на финансовых рынках поставила перед организаторами гораздо более сложную задачу: доказать, что актуальное искусство хоть чуть-чуть привлекательнее бесполезного фондового рынка, или хотя бы не наносит экономике такого разрушения, как ипотека. Сиюминутные скачки конъюнктуры привели организаторов в некоторое замешательство. Слов нет, выставка претендентов на премию Кандинского получилась более вменяемым мероприятием, чем летняя "Арт-Москва", но футболочки с Че Геварой, продававшиеся на входе, — некоторый перебор пошлости даже по московским меркам.
Изменённый внешними и внутренними событиями контекст выставки помог выявить и устойчивые изменения предпочтений. В отличие от летнего базара, когда холсты Врубеля и Тимофеевой (где творческого поиска меньше, чем в интернет-сообществах) висели в огромных залах, которые публика игнорировала, на нынешнем показе количество их работ значительно подсократили, а куцые остатки разбавили видеоинсталляциями. Ныне всякий ценитель искусства, пришедший приобщиться к прекрасному в состоянии похмелья, мог посидеть, посмотреть на мутный экран и подумать о вечном, не отвлекаясь на подписи к увеличенным фотографиям. Другие протеже Гельмана тоже оказались связаны с антуражем московских забегаловок. Сиротливо прибитые на стене инсталляции под названием "Б/У" очень напоминают интерьер популярного кабака "Закрома Родины". Сложно доподлинно установить, чьё творческое влияние оказалось доминирующим, но сотрудники общепита явно скромнее, что в данном случае можно считать достоинством.
Украсили себя скромностью и изготовители соц-арта. Никаких известных персон протухшего направления к распределению призовых мест не призвали. Возможно, они нашли свою экономическую нишу — занялись изготовлением поделок для "Магазина смешных подарков" в Малом Гнездниковском, это можно было бы только поприветствовать.
Персоны же, эстетически не дотягивающие до продаж в правильных магазинах, но вынужденные затыкать образовавшуюся выставочную дыру, скорее вызывают жалость. Перерисовывать на холст газету "Труд" за восемьдесят пятый год, где по недосмотру ретушёров голова Горбачёва осталась лежать на столе президиума, конечно, забавно, но сам типографский оттиск газеты гораздо более ценный артефакт, а мастерства даже для перерисовывания с печатного листа у "прогрессивной художницы" явно маловато. Остальные же объекты из стразов или ластиков с булавочками и вовсе отождествляется не с образами, к которым обращается "авангардный автор", но с инфантильной личностью, изготавливающей поделки. К тому же на всём явлении "постсоц-арта" лежит наследственное отягощение местечковости. Действительно, рынок очень узок, изделия не штампуют крупными сериями. Пока барышня натыкает булавочек в ненавистные образы, может смениться не только начальствующий состав, но и общественный строй. Актуальность снизится ещё больше, в то время как расторопные французские изготовители кукол вуду в виде Николя Саркози успеют собрать не только успешный скандал, но и застолбить приоритет. Это не считая мелочей вроде коммерческой прибыли.
Слишком очевиден системный тупик, отменяющий любые перспективы соц-арта и его эпигонов.
Смена творческих инструментов со школьных принадлежностей на аудиовизуальные средства, предпринятая "Синими носами", степень актуальности работ не повышает. В Америке уже победила негрократия, а по экрану скачут голые телеса с масками Буша-младшего и Клинтонов. Где бараки, поющие грустную песнь "О БАМе"? Ведь непаханое поле для инвалидов социализации. Например, Кабаковы и Рабины навезли в Штаты столько чернухи, что Америка потемнела. Но неспособны фавориты Андрея Ерофеева продемонстрировать быстроту реакции, не в коня мегапиксели.
Ещё менее убедительны попытки взрастить на русской почве чахлые цветы парижской весны шестьдесят восьмого (представленные, как ни смешно, в живописной форме). "Борьба с обществом потребления", "плевки в рожу буржуазным свиньям" смешны не только в силу своего эпигонства, но и потому, что "борцы с буржуазией" давно и прочно являются её частью. А выбранные для остракизма образцы продукции (например, батон белого хлеба) не являются гастрономическим фетишем для сверхпотребляющей социальной прослойки. Не все хотят просто чёрный хлеб жевать, а всё маслом, маслом норовят сверху полить. Подсолнечным. И солью, солью посыпать стремятся, подлецы. Крайне неудачное время для запоздалого старта за парижскими канонами, Бегбедер на территории РФ вышел из моды даже у офисного планктона.
С финансовой задачей расширить сферу приложения капиталов или оградить участников арт-рынка от волнений по поводу рецессии кураторы премии "за вклад в актуальное искусство" — не справились (и в силу обстоятельств, предшествовавших кризису, справиться не могли). Свидетельством этой бесперспективности вполне могут быть старательно замалчиваемые СМИ скандалы вокруг подлинности картин Шагала, Малевича, Уорхола. Рынок "полусовременного искусства" регулируется уже не искусствоведами, и даже не кураторами, а коллективами "охранителей наследства" (в случае Шагала, например, состоящим исключительно из его родственников). "Бодрость" рынка определяется перепродажами в этом сплочённом антропологическом кругу, а любое изделие, покупаемое вне его, объявляется "подделкой" в любой удобный момент, во избежание девальвации "художественной ценности произведения". Покупатель вне круга (даже музей, способный предоставить все документы по обороту картины) сразу становится крайним (в просторечии — лохом), потому что ответственному эксперту с большим стажем сложно отличить друг от друга чёрные квадраты. Исходя из имеющихся прецедентов, можно предположить, что примерно так же обнулятся и инвестиции в наиболее раскрученные образцы "актуального искусства". В случае оценки того искусства, единственным достоинством которого считается "актуальность", сие сделать совсем просто, по причине искусственного снижения критериев мастерства.
Это заставляет вернуться к вопросу о том, почему Малевич, Кандинский, Родченко не вызывали отторжения в постреволюционные годы у победившего крестьянства. Похоже, произошло это потому, что они действительно вырывались из оценки своего искусства по буржуазным критериям, не вставляли свои изделия в богатые золочёные рамы и не изображали владельцев усадьб на фоне не ими заработанной роскоши. Впоследствии все элементы их творчества, которые могли уйти в промышленный дизайн и массовое производство, туда и ушли, оставив периоду индустриализации критерий качества в лице Дейнеки и Пластова. В какой-то мере наследниками этого эпического периода на Премии Кандинского выглядят не только ставшие классическими полотна Беляева-Гинтовта, но и другие работы художников, не "вписывающихся в рамы", эксплуатирующие не столько метод, сколько мастерство. Красив клин похожих на самолёты имперских птиц, вполне достойный авиамодельного подражания; забавна сеть Марины Звягинцевой, так и просящаяся на концерт "Коррозии Металла".
Жаль, но закономерно: выставка фактически констатировала самоуничтожение абстракционизма как творческого кредо. Цветными пятнами экспозиция не перегружена, а имеющиеся образцы публикой игнорируются (ими можно полюбоваться дома, на фарфоровой кружке). Заметным реверансом в сторону Кандинского выглядят только давно напрашивающиеся реинкарнации его холстов, изготовленные в оргстекле. Неплохое украшение для офиса, владелец которого хочет показать свою открытость прогрессу. Подобный элемент дизайна мог бы стать третьей тенденцией арт-рынка, манифестом на тему "Как перестать беспокоиться и полюбить ИКЕА". В шведском мебельном магазине есть замечательный загончик, где висят раскрашенные холсты, названные просто и незатейливо: "Картины". Цены фиксированные, не надо "париться" с выбором. Увы, внутри ИКЕИ нельзя фотографировать, а так можно было бы провести интересные сопоставления, и не всегда они будут в пользу художников, прошедших премиальный отбор. Будем надеяться, что кривая кризиса отредактирует не только предпочтения покупателей, но и поможет некоторым оформителям поскользнуться на долго разводимой слякоти.
1.0x