Авторский блог Александр Нагорный 03:00 25 ноября 2008

ПОКА ОНИ ЕДИНЫ...

НОМЕР 48 (784) ОТ 26 НОЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нагорный
ПОКА ОНИ ЕДИНЫ...
В Москве прошел съезд «партии власти»
Стремительно, за половину дня 20 ноября, прошёл и благополучно завершился очередной, X съезд политической партии "Единая Россия". Более шестисот делегатов и полутора тысячи гостей съезда (к сожалению, точные цифры не сообщались) собрались в Гостином дворе, буквально рядом с Красной площадью и Кремлём. Никаких дискуссий на съезде "партии власти" не велось, мероприятие напоминало хорошо отлаженный механизм для утверждения уже подготовленных и принятых "наверху" решений — картина более чем знакомая, хотя немного и позабытая за годы "рыночной демократии".
Впрочем, сегодня даже годы пресловутого "брежневского застоя" вспоминаются не только с ностальгией, но и с сожалением об имевшемся тогда, а теперь — бессмысленно и безвозвратно растраченном потенциале страны. Поэтому не будем вдаваться здесь в тонкости партийной жизни "единороссов", наподобие введения принципа ротации руководящих кадров, слияния с Аграрной партией России и прочих частностей.
Президент РФ Дмитрий Медведев, приветствуя своих "однофамильцев", обозначил "двухглавую", как государственный герб, проблематику съезда: сохранение социальной стабильности в стране на фоне глобального финансово-экономического кризиса. Пожалуй, самыми важными в выступлении действующего президента были, казалось бы, дежурные и формальные слова о том, что он рассчитывает на партийную поддержку действий правительства.
Чтобы оценить эту фразу в полной мере, нужно было только вглядеться, кто именно сидел в зале съезда и безотказно голосовал "за", — это были, прежде всего, представители местных властей на уровне субъектов Федерации. Многие из них за прошедшие годы стали настоящими "региональными баронами" — взять хотя бы тех же членов Высшего политического совета "единороссов", столичного мэра Юрия Лужкова и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. И их интересы даже в условиях "путинского процветания" далеко не всегда совпадали с интересами федерального Центра. А в условиях кризиса — могут разойтись еще больше, вплоть до формирования и активизации полноценного конфликтного потенциала. Как это уже было в Чечне, как происходит сегодня в Ингушетии и в других национальных республиках Северного Кавказа.
Основной доклад съезду, озвученный премьер-министром правительства РФ Владимиром Путиным — который по-прежнему не состоит в партийном списке "медведей", но является их единоличным лидером, — ожидался в качестве установочного, разъясняющего, по каким правилам Кремль предлагает жить не только регионам России, но также "большому" и не очень бизнесу, государственным служащим, трудящимся массам, всем слоям российского общества от Калининграда до Камчатки.
Что касается региональных элит, то предложенные им "подарки" оказались не слишком велики: в руки местных властей должны быть переданы разве что некоторые налоговые рычаги да обещано дополнительное финансирование социальной сферы, включая строительство жилья и жилищно-коммунальные услуги.
Но главное заключалось именно в обещании премьер-министра сохранить социально-экономическую, а значит — и политическую стабильность в стране: "Созданные резервы обеспечат на предстоящие годы устойчивость российской бюджетной системы. Причем — вне зависимости от мировых цен на нефть и другие наши экспортные товары... За счет граждан решать возникающие проблемы и "латать дыры" мы не будем. Мы не намерены этого делать..." — заявил Путин.
Однако основные антикризисные меры, названные нашим национальным лидером, оказались направлены прежде всего на поддержку крупного бизнеса. В их число вошло предоставление налоговых каникул при освоении новых месторождений энергетическим компаниям, накачка ликвидностью в режиме "открытого счета" уже не отдельных банков, а всей банковской системы, включая средства, необходимые для модернизации экономической инфраструктуры и финансирования долгосрочных проектов путем выкупа соответствующих корпоративных облигаций. Эффективность подобного комплекса мер в решающей степени зависит от уровня социальной ответственности отечественного "большого бизнеса", которому фактически предоставляется неограниченное и льготное государственное кредитование.
Видимо, предполагается, что, получив вдобавок к своим оскудевшим от кризиса миллиардам еще больше денег от государства, наши "эффективные собственники" и не менее эффективные менеджеры засучат рукава и начнут работать не на свой карман, а на всё общество. "Если грамотно работать, если выстроить баланс, то мы и социальные вопросы продолжим эффективно решать, и кризис преодолеем, и экономику укрепим", — заявил Владимир Путин.
Помнится, в начале своего правления, где-то между "ускорением" и "перестройкой", Михаил Горбачев обещал и социалистическую систему в Советском Союзе укрепить, и территориальную целостность страны сохранить, и при этом еще успеть полноправно интегрироваться в "мировую цивилизацию". Эта программа выглядела сверхпривлекательной, просто идеальной, но выполнена быть не могла по определению — поскольку одни заявленные в ней цели объективно противоречили и были несовместимы с другими. То есть "гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить..."
Сходятся ли концы с концами у Путина? Сколько денег лежит в загашнике у правительства и какие резервы оно может бросить на срочные антикризисные меры? Согласно данным, которые озвучил вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин, за последние два "кризисных" месяца золотовалютные запасы страны уменьшились примерно на 100 млрд. долл. Другие источники, учитывающие и корпоративный отток капиталов, называют цифру в 125 млрд. долл. Но предположим, что сейчас в Стабилизационном фонде, который ныне разделён на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, остается около 485 млрд. долл. Из них 62,5% — это ценные иностранные бумаги, прежде всего государственные облигации США, продать которые на вторичном рынке можно только с большим дисконтом, не говоря уже о неизбежно негативной реакции Вашингтона на сделки подобного рода.
Следовательно, реально правительство может рассчитывать примерно на 180 млрд. долл., из которых около 170 млрд. занимают накопления в иностранных валютах (1,5% — иены, 10% — фунты стерлингов, 30% — евро и остальное — доллары). При сохранении нынешних темпов оттока капитала и курса доллара этих реальных 5 трлн. рублей господдержки хватит вовсе не на "годы" и даже не на год, а максимум на 4-5 месяцев. С учетом же дополнительных расходов на реализацию неких стратегических планов — например, планов превращения рубля в региональную резервную валюту, от которых правительство не собирается отказываться и откладывать их в долгий ящик, даже эти сроки выглядят несколько завышенными.
Конечно, нельзя исключить вероятность того, что у нашей "властной вертикали" имеется некий секретный мощный фонд, который она и собирается потратить на решение всех проблем. Тогда, само собой, другое дело. А так получится классическое: "есть амбиции, но нет амуниции". Главный источник инфляции и стагнации реального сектора отечественной экономики — рост цен и тарифов "естественных монополий" — обойден молчанием. Повышение пособий по безработице, неизбежный рост которой назван "структурными трансформациями на рынке труда", будет съедено этой инфляцией, что называется, "на раз".
И что случится с Россией, когда накопленные средства через несколько месяцев будут израсходованы? Останется ли она единой? Останется ли единой "Единая Россия"? Известный политический лозунг гласит: "Пока мы едины — мы непобедимы!" Пока они, наша "партия власти", еще едины...
1.0x