Авторский блог Елена Антонова 03:00 11 ноября 2008

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

НОМЕР 46 (782) ОТ 12 НОЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Елена Антонова
ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Публикуя этот материал, мы от всего сердца поздравляем нашего давнего автора и друга Елену Александровну Антонову с её юбилейным днём рождения.
Редакция «Завтра»
III-й Московский форум фольклористов, прошедший в дни празднования иконы Казанской Божией Матери и Дня народного единства (последний не приобрел еще признания общенародного), хорошо и очень по-русски назван: "Живая традиция". В этом имени — квинтэссенция фольклора: верность корневым традициям и развитие народной культуры в русле этих традиций. Только наличие обоих составляющих позволяет считать фольклор "живым". Только тогда может возникнуть круговорот народного творчества: с сельских и городских собраний — на сценические площадки и обратно, что при правильном раскладе должно привести к обогащению обеих сторон.
Для "оживления" фольклора приспело и время. Сейчас по всей России, как грибы после дождя, появляются фольклорные ансамбли, которые не только следуют местным традициям, стараясь аутентично исполнять творения предков, но пытаются экспериментировать в ключе этих традиций, что не может не влиять на образ жизни как их самих, так и окружения. Ведь за народной песней стоят не только жизнь и судьба тех, кто ее создавал и пел, но жизнь всех тех, кто поет ее сейчас. Потому-то песни, которые поют местные старики, несмотря на неизбежные издержки их голосов, действуют на слушателей сильнее, чем пение молодых: восприятие песен и жизненный опыт у старших неизмеримо богаче. Тем не менее, желание следовать народной культуре, учиться у стариков растет. Уже есть и выпускники консерваторий, которые с удовольствием работают с фольклором, создавая его инструментовки для симфонических оркестров.
Это усиление интереса к традиционной песне и в области сценической музыки, и для себя лично родило у фольклористов почин создавать клубы, где простой городской человек, не привыкший к нерегулируемому общению, познал бы радость пения, танцев, сочинения баек "в людях". Один из инициаторов и горячий поборник этого дела, ответственный секретарь Российского фольклорного союза, участница ансамбля "Народный праздник" Ольга Александровна Ключникова, свою позицию объясняет так: "Обращаясь к фольклорному материалу, мы пытаемся в жизни современного городского человека найти место народной песне, обычаю, обряду. Под гармошку-скрипочку, гармошку-балалайку… Люди хотят это узнать и освоить! И в этом — жизнь традиции. Да, она не в деревне, но мы-то городские, живые люди, и нам нужна эта песня, нужен этот танец. Песня должна жить, бытовать в народе, сопровождать жизнь любого человека — за столом, в семье, с коллегами. Наша культура празднична! Мы хотим, чтобы праздник вернулся в жизнь людей". И вот Клуб русского традиционного танца "Крутуха", где молодые москвичи с радостью проводят свое свободное время, стал участником III Форума "Живая традиция", пригласив его гостей на свои вечера. "То, что вы делаете, — это подвиг! — сказал Ключниковой энтузиаст народного пения Сергей Старостин. — Подвижническое дело. Это — фактически социальная реабилитация разобщенных людей в мегаполисе. Это могло бы быть ноу-хау государственной политики. Ведь сила круга просто колоссальна!.. Мгновенно, практически сразу, как только слияние голосов возникает, единение человеческих душ происходит". И это — на самом деле так. Попробуйте сходить на вечера клуба "Крутуха", вдруг да по сердцу придется.
Здесь уместно вспомнить о двух внешне как бы противоречивых, но на деле усиливающих одна другую мыслях. Ярко выраженные большими нашими поэтами Батюшковым и Буниным они имеют, на мой взгляд, прямое отношение к народному творчеству и не раз вспоминались в дни Форума. Истинность первой — "О память сердца! Ты сильней \ Рассудка памяти печальной" — растолковывать не надо. Если применить ее к фольклору, то им сохранено только то, что возникло и шло от сердца к сердцу. А вот вторая мысль, которая у Бунина заключена в словах, что счастье дано только знающим, требует комментариев. Если встать на примитивную точку зрения и принять, что знания — это просто систематизированный свод информации, усвоенной мозгом, то да, рассудок и знания — близкие родственники. Если же принять, что знающие — это люди, которые верят в гармоническое устройство мира и человека, имеют Бога в душе, постигают все, что происходит, "умным сердцем", то лишь они, несмотря на любые трудности, могут быть по-настоящему счастливы. К этому подводят все культурное достояние человечества, традиционное творчество народов в первую очередь. Тогда и противоречия между словами Батюшкова и Бунина попросту исчезают.
На III Московском научно-практическом форуме "Живая традиция" была представлена как практика — выступления народных коллективов, так и наука — доклады фольклористов по проблемам освоения народной культуры России и знакомство с творческими мастерскими. Яркое впечатление оставило выступление на пресс-конференции художественного руководителя Кубанского Казачьего хора Виктора Гавриловича Захарченко. Особое внимание привлекли два постулата его речи. Понятие о возрождении и развитии фольклора, по его мнению, несколько спорно, потому что истинный фольклор — обряды, свадьбы, хороводы — это для самих себя, а не для сцены. Во-вторых. Как существует региональное, аутентичное пение, так должно существовать и общерусское. Есть обобщающее понятие — русское пение! Оно должно жить и развиваться. Фольклористы обязаны ощущать ответственность за сохранение национальной культуры, упрочения связей между регионами, чистоты нашей веры. Главным должен быть дух, как у Пушкина: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!". Традиционная культура всегда была живительной влагой для поддержания русского духа. С большим интересом был выслушан и клирик Храма Косьмы и Дамиана в Шубине Отец Александр Кузин, для которого тема традиционной культуры своя, кровная. Немало любопытных деталей нашлось в его красочной зарисовке дружеского соперничества женских хоров из соседних деревень на покосе. Народная культура, по его словам, это — подпитка для души.
Фольклорная практика была широко представлена на трех концертах — двух вечерних, где выступили московские фольклорные ансамбли — "Съезжий праздник", и аутентичные группы — "Бабки и детки", а также на дневном гала-концерте "Живая традиция" в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Общее впечатление от всех выступлений: в фольклоре царит матриархат. Заводилы везде и всюду — наши бабоньки, разного возраста, комплекции, темперамента, а редкие вкрапления парней исполняют по-преимуществу лишь подсобную роль. Исключение составляют лишь казачьи хоры, где ситуация — обратная.
Концерт фольклорной музыки несет особый настрой, несравнимый ни с каким другим театрально-концертным действом. В нас просыпается нечто подспудно дремлющее, какая-то глубинная родовая связь, вызванная к жизни этим мелосом, ритмом, движениями. Как остаться равнодушной, слушая бабушек-старушек, в который раз проживающих свою жизнь вместе с песней родной деревни? Вот они — 8 старунь из Народного хора села Подбужье Калужской области. Кажется, в чем душа держится. А запоют — какая страсть, какая сила! "Счастье мое, счастье! Где ж ты запропало?" Следом за ними их ученики — 5 девушек и парень — поют, как и положено молодым, две свадебные песни, обрядовую и плясовую. Потом — все вместе, старые и молодые, учителя и ученики, запевают старинную песню "Близко городу Славянску". Хорошо!
На сцене — ансамбль "Истоки" из славного города Великий Устюг Вологодской области: 9 женщин среднего и пожилого возраста, одна играет на балалайке. Северная песня с ее необычным говором, притопыванием мила мне особенно: это, разбуженные ею, звенят, ликуют во мне вологодские корни отца.
Ансамбль села Нижняя Покровка Белгородской области. 6 женщин преклонного возраста, но каких! В их песнях — яркость, искренность, широта, в танцах — задор, в каждом движении и слове — живая жизнь! Остается только надеяться, что молодые их ученики сумеют перенять не только искусство, но и харизму их пения.
Семейный ансамбль "Горошины" из села Жуковка Брянской области. 7 человек — отец, мать, трое дочерей и два сына. Поют всё — от божественных распевов до залихватских частушек, заражая слушателей своим настроением, неподдельными чувствами.
Рассказала о всех аутентичных фольклорных ансамблях, певших на Форуме. Нельзя было не сделать этого. В их исполнении народные песни — величественны, иного слова не подберу. Безыскусственностью и простотой, которые позволяют различить каждую мелодическую линию, каждую смену интонации, каждый нюанс смысла. Соразмерностью и гармонией звукового и смыслового содержания. Благородством рисунка немногих украшений, которые, не разжижая песню "красивостями", усиливают чувства и мысли, заключенные в ней. Величественны, наконец, тем, что такое пение делает нас чище, помогая хоть на мгновения возвыситься над суетой обыденной жизни.
Гала-концерт был выстроен с целью развернуть перед зрителями панораму фольклорного движения России, но, конечно, не смог сделать этого. В Форуме приняло участие более 20-ти коллективов из регионов России и ближнего зарубежья, 19 ансамблей из Москвы и области, 4 аутентичные фольклорные группы, о которых я рассказала. Налицо — подъем фольклорного движения. Центр и Север России, Урал и Сибирь, Поволжье — все охвачено этим неудержимым потоком приобщения к своим корням. Как известно, любой поток, особенно, если он бурный, несет на поверхности и мусор. Но это — пустяки. Очистимся. Главное, что самосознание народа повернулось лицом к тому богатству и красоте, что веками создавали талант и подвижничество наших предков. И в этом — немалая заслуга энтузиастов из Российского Фольклорного Союза.
Окончание гала-концерта в Зале Церковных Соборов было в своем роде знаменательным. Участники концерта на сцене и публика в Зале, все, как один, стоя, с огромным подъемом спели патриотическую казачью песню "По горам кавказским метелица вьется". И это было так впечатляюще, что показалось, что Россия способна выстоять и возродиться, что нам по плечу любые трудности, было бы только это единение, не угасла бы только в нас эта всепоглощающая любовь к своей Отчизне.
1.0x