НОМЕР 44 (780) ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нагорный
ПИК ПЕКИНА
Чей домик окажется крепче: США, Китая или России?
Уже совсем скоро, 15 ноября, сразу после президентских выборов в Соединенных Штатах, Вашингтон примет беспрецедентный мировой форум — "Большую двадцатку", G-20, куда съедутся представители двадцати крупнейших национальных экономик мира. Главной темой обсуждения станет, конечно, глобальный кризис и возможные механизмы его преодоления.
Сам факт проведения такого форума свидетельствует прежде всего о том, что Запад во главе с США не в состоянии самостоятельно решить эту проблему, что имеющихся в его распоряжении механизмов и ресурсов: от "Большой восьмёрки" и блока НАТО до печатного станка ФРС и мировых масс-медиа, — недостаточно для того, чтобы избежать нового, расширенного и дополненного, издания Великой Депрессии.
Если сравнивать ситуацию с известной сказкой про репку, то для благополучного исхода дела деду Сэму и его западным союзникам теперь понадобилась помощь не одной-единственной маленькой мышки, а целой стаи таких "мышек", из которых многие своими статью и весом тянут уже на полноценный мини-трактор.
Прежде всего это касается, конечно, Китая. Совсем недавно его представители официально заявили, что золотовалютные резервы КНР достигли 1,9 трлн. долларов, то есть за последние три месяца увеличились почти на полтриллиона, а темпы роста ВВП в 2008 году планируются на уровне 9,1%. Возможно, в ближайшее время на переговорный стол будут выложены и другие, еще более впечатляющие козыри, но факт остается фактом: "красный дракон" тем самым сделал весомую заявку на особое место в мировой финансовой системе будущего.
Обращают на себя внимание и такие события, как проведение в Пекине сначала Общеазиатского саммита по глобальному кризису, а вслед за ним — еще более масштабной встречи глав государств Азия—Европа. Заметим, что оба мероприятия прошли без участия США, а восемь пунктов заключительного документа Общеазиатской встречи были практически слово в слово повторены в коммюнике саммита Азия—Европа. А там, помимо общепринятых фраз, содержались пункты, требующие нового порядка в контроле и управлении мировыми финансами, фондовыми рынками, хеджфондами, реформу МВФ и так далее. Всё это наносит смертельный удар по нынешней американской финансовой системе. Так и до контроля над эмиссией доллара можно доехать.
Кроме того, именно Китай и Япония, как основные держатели американских долговых обязательств, оказываются в положении хозяев гигантского долга США, который они могут согласиться продлить, либо переоформить в новые ценные бумаги с отсрочкой платежей, а могут и не согласиться... Есть основания полагать, что консультации по этой теме начались уже достаточно давно и сегодня находятся в самом разгаре. Судить об этом можно, например, сопоставляя возможные условия и контрпредложения Пекина с соответствующими реальными событиями на мировой арене.
Чего же могут потребовать от Вашингтона китайские лидеры? Разумеется, решения проблемы Тайваня, снятия ряда запретов на приобретение собственности в США, раскрытия некоторых показателей американской статистики, в том числе денежного агрегата М3, а также признания интересов КНР в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и Австралии, включая создание совместной с Японией валютной зоны ACU.
Поскольку на Тайване сейчас начался сезон массовых антикитайских демонстраций, а на остальные вопросы сможет адекватно ответить уже не "хромая утка" Буш, а новый хозяин Белого Дома, фамилия которого к тому времени будет уже известна, становится совершенно понятным, что позиции сторон в настоящее время сильно расходятся между собой, а достижение каких-то реальных договоренностей заранее отнесено на 2009 год как минимум. И китайцы, прекрасно понимая это, а также то, что время работает на них, заняли полностью выжидательную позицию — пока им не предложат больше того, чего они действительно хотят.
Разговоры о том, что коллапс внешних рынков и сокращение китайского экспорта приведут к значительным финансово-экономическим трудностям в КНР, как известно, не слишком соответствуют действительности: гигантский внутренний рынок страны потребляет свыше 90% её ВВП, а программа его расширения, принятая XVII съездом КПК, неуклонно выполняется. К тому же, частично переориентировать экспортные товарные потоки на новые рынки сбыта, включая, например, богатую сверхнужным "красному дракону" сырьём Россию, — не слишком сложная задача. То же самое справедливо и "в обратном направлении". Даже технологически. При всём уважении, например, к проекту ВСТО, это всё-таки не Транссиб и даже не БАМ.
Для Америки возникновение такого российско-китайского союза — конечно, еще не смерти подобно, но весьма болезненная и опасная геостратегическая перспектива. Соответственно, там предпринимают и будут предпринимать все возможные усилия, чтобы подобного развития событий не допустить. Однако если на межгосударственном уровне политика "кнута и пряника" пока не давала результатов, то заход через финансовых операторов Кремля оказался куда более успешным.
В связи с этим "разделение ролей" между Медведевым и Путиным становится всё более отчетливым. Интернет-выступление действующего российского президента о глобальном экономическом кризисе, как всегда, содержало четыре чётко сформулированных тезиса:
— В том, что кризис произошёл, виноваты США.
— Для выхода из ситуации нужно многополярное решение.
— Российское руководство знает реальные пути выхода из кризиса.
— Оно хорошо и всесторонне подготовлено к грядущим испытаниям.
Насколько эти тезисы соответствуют действительности — отдельный и весьма интересный вопрос, рассмотрение которого выходит далеко за рамки данной статьи. Однако стоит заметить, что нынешний глава российского правительства Владимир Путин и в теории, и на практике отстаивает сегодня несколько иное видение кризиса, а также путей выхода из него. Он полностью поддержал разработанную американскими финансовыми стратегами и предложенную либерал-монетаристской связкой Кудрина—Игнатьева модель действий по гарантиям выплат внешней задолженности российских корпораций и накачке ликвидностью банковского сектора страны. Это вместо того, чтобы озаботиться проблемами реального сектора экономики, прежде всего агропромышленного и оборонного секторов. В результате нефтедоллары уйдут обратно "за бугор", "олигархи" и чиновники всех уровней наживутся на ренационализации, как они наживались на приватизации. Но что дальше?
Конечно, тем, что главным оператором по раздаче государственных денежных средств стал не "игнатьевский" Центробанк и не "грефовский" Сбербанк, что к ним пристегнули вполне себе "кремлевские" ВТБ и Газпромбанк, — подобную позицию Путина объяснить нельзя. Однако она существует, и она именно такова.
Если же учесть, что на 2009 год одновременно запланированы почти 30-процентное увеличение инфраструктурных тарифов "естественных монополий", которое загонит реальную инфляцию далеко за 50-процентный рубеж, а также резкое сокращение Вооруженных Сил страны с выдавливанием "на рынок труда", и без того стагнирующий, сотен тысяч здоровых мужчин, привыкших держать оружие в руках, обозначенная готовность Путина пойти по этому пути вызывает, мягко говоря, удивление.
У кого из "трех поросят": США, КНР и РФ, каждый на свой лад распевающих весёлую песенку: "Нам не страшен кризис-волк", — окажется по-настоящему крепкий домик? Пока Китай, сделавший ставку на материальное производство, долгосрочное планирование и контроль государства за базовыми отраслями и финансами, выглядит почти неприступной крепостью; Америка при определенных условиях может продержаться год или даже больше, а вот для России, похоже, весной будущего года настанет "момент истины".
1.0x