Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 21 октября 2008

НАС ПОРОДНИЛИ МУЗЫ И РОССИЯ...

НОМЕР 43 (779) ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Савва Ямщиков
НАС ПОРОДНИЛИ МУЗЫ И РОССИЯ...

Экспозиция картин из личной коллекции Саввы Ямщикова — не только замечательное послесловие к громкому юбилею Саввы Васильевича, но и редкий выставочный жанр. Эта небольшая выставка состоит примерно из ста работ, в разное время подаренных Ямщикову его друзьями-художниками. Среди таковых попадаются имена очень громкие.
Но выставка ценна не только палитрой имен, и не сама по себе, как собрание интересных работ. Она может быть интересна не только ценителям искусства, но и историкам культуры. Ведь здесь представлен определенный средовой срез, связанный как собственно с эпохой, так и с самим Саввой, человеком, в свое время, центровым в культурном сообществе позднего СССР. Кино, театр, наука, церковь, живопись, мир высокой моды — вот неполный перечень сред и направлений, в которых вращался в те годы Савва Ямщиков.
Очень важно, что жизненным пространством для Саввы Ямщикова были не только богемные сообщества Москвы и Ленинграда. В гравитационное поле Ямщикова попадали люди из Пскова, Новгорода, Костромы, Ярославля, что отразилось и на представленной коллекции.
Следует особо отметить: к этой выставке выпущен прекрасный каталог, который помимо качественных репродукций снабжен крошечными эссе владельца собрания. Живо и кратко Ямщиков характеризует представленных здесь авторов, с большинством из которых его связывают долгие годы близкого общения.

Нестерова Наталья Игоревна
Родилась в 1944 году, окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.
Много уже лет дружу я с Наташей Нестеровой. Мы путешествовали вместе по старым русским городам, и о лучшем спутнике я и мечтать не мог. С Наташей общаться легко и комфортно. Она совсем не бывает в тягость и не манипулирует женскими привилегиями. Скорее поможет товарищу, чем воспользуется какой-нибудь выгодой для себя. Никогда не забуду наши совместные возвращения из очередных гостей в "сопровождении" бутылки сухого вина и двух бокалов. Нет, это не были пьяные загулы — просто нам хорошо говорилось на улицах и переулках родной Москвы.
Наташа — большой, и, я бы сказал, духовно нравственный художник. Она никого не поучает своим творчеством. Просто талантливо рассказывает об окружающем мире, а рассказать ей есть о чём, ибо она умеет заглянуть в самые сокровенные тайники этого мира.
Последнее время Наташа большую часть времени проводит в чужеземстве, где у неё есть постоянные заказчики и почитатели. Хорошо это или плохо, ей судить. Сам я не могу больше пары недель отсутствовать в России, но не берусь навязывать личные ностальгические симптомы своей подруге. Мне Наташи частенько не хватает в Москве, но я молюсь, чтобы ей хорошо жилось и работалось.
Однажды Наташа Нестерова подарила мне работу своего дедушки. Я очень дорожу этой небольшой вещью, исполненной в самых хороших традициях и добротной манере классического русского искусства. Понятно становится, когда внимательно рассматриваешь этот натюрморт, откуда начинается творческий путь самой Наташи, никогда не забывающей об истоках своего художественного делания.
Зверев Анатолий Тимофеевич
Родился в 1931 г., умер в 1986 г., учился (не окончил) в Московском художественном училище памяти 1905 года.
Скажу сразу, с Анатолием Зверевым я практически не общался. Случайные встречи на вернисажах, минутные разговоры в больших и, как правило, пьяных компаниях, ни к чему не обязывающие остановки на улицах заставляли меня поражаться, как этот неухоженный, болезненно возбуждённый, показным экстазом шокирующий собеседника человек виртуозен и мастеровит в своих произведениях, отдельные из которых, увиденные однажды, навсегда остаются в памяти. Меня отнюдь не раздражала зверевская манера держаться на людях и не шокировали его переходящие грань приличия выходки. Большой мастер имеет право жить своей жизнью, не стараясь кому-нибудь подражать, а тем паче подчиняться. Сколько их было, представителей тогдашнего андеграунда, пытавшихся идти в ногу со Зверевым, Харитоновым, Краснопевцевым, Свешниковым, Шварцманом или Немухиным! Один из таких попутчиков — некий Валентин Воробьёв — выпустил недавно толстенную книгу о "героях" неофициальной советской художественной тусовки. Этот фонтанирующий поток сознания, как ни странно, является энциклопедией никчёмности и пустопорожности раздутого донельзя художественного диссидентства. Правда, рядом с нынешним "постмудерном", сознательно оплёвывающим всё и вся, забавы мастеров того времени кажутся детскими и безобидными. Мой портрет Анатолий Зверев написал, когда мы ещё не общались лично. Запечатлел со слов приятеля и заставил удивиться почти документальному сходству с оригиналом. Зато дочь мою Марфу Зверев писал с натуры, и все, кто этот шедевр видел, восхищаются мастерством художника-виртуоза, сумевшего передать обаяние ребёнка с одной ему присущей тонкостью.
Маслов Владимир Владимирович
Родился в 1934 году, учился в изостудии при московском Центральном доме культуры железнодорожников.
О художнике Маслове я услышал от своего друга Лаврушки Лындина. Они земляки-волжане. Володя осел на всю жизнь в Белом городке, что недалеко от Кимр, а Лаврентий, став прожжённым москвичом, поддерживал связь с талантливым другом детства. Основным связующим была бутылка. Я диву давался, как этот драгоценный самородок всего за один "бутылёк" отдаёт налетавшим на него, словно саранча, алчным "маршанам" свои неповторимые работы. Он передавал мне приветы, однако к советам остепениться не прислушивался. Но Бог не дал погибнуть ему от пьянства, подарив знакомство с замечательной женщиной, разведённой тогда с чувашским поэтом Айги и воспитывающей двух сыновей. Быстро отвадила русская красавица Наташа любителей халявы, навсегда закрыв перед ними двери. Вместо рвачей появились истинные почитатели таланта Маслова: мой друг Володя Васильев, буквально влюблённый в своего тёзку; замечательный футболист Сергей Семак с женой-искусствоведом, директор "Банка на Красных Воротах" Александр Петров, коллекционер Александр Ващенко. Васильев устроил Маслову выставку в Большом театре, потом совместно с ним организовали мы масловские вернисажи в Москве и Санкт-Петербурге, а Наташа провела большую выставку в Дубне. Маслов считает себя гением, и мы не будем опровергать этой его искренней уверенности. Книга "Богомаз", которую написала Наташа по красочным рассказам мужа, являясь блестящим образцом художественной литературы, великолепно рисует образ белогородского мастера, не устающего радовать нас своими совершенными творениями.
Филатчев Олег Павлович
Родился в 1937 г., умер в 1997 г., окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское).
Идейным руководителем и вдохновителем, мозгом и сердцем "каретника" нашего "поливановского" двора, где разместились восемь двухэтажных мастерских, безусловно был Олег Филатчев. Выпускник и профессор Строгановки, оставшийся её верным сыном до конца, самый молодой академик обладал характером взрывным, оставаясь при этом серьёзным мыслителем и человеком основательным. Он мог поехать на остров Даманский, чтобы на месте воспеть подвиг защитников наших границ, а потом писать циклы работ, навеянные бесконечно обожаемым им искусством итальянского Возрождения. Я удивлялся, когда заходил к нему в мастерскую на следующий день после очередного широкого застолья, где он буквально с кулаками отстаивал свои художественные принципы или пел и плясал, заражая своей энергией окружающих, и видел друга, часами не отрывающегося от мольберта, а вечером спешащего на занятия к своим строгановским питомцам. Олег был человеком прямым, открытым, а главное, ценил тех, кого числил верными слугами искусства. Помню, как негодовал он после одного из заседаний Президиума Академии художеств СССР, где в ответ на его предложение о моём членстве в этой организации получил "отлуп". "Савва, дорогой, ну почему этот зажравшийся Салахов сказал, что такое возможно только через его труп? Как мне недоставало там "Калашникова"!" Трагическая смерть Олега, которую мы все по сей день переживаем, избавила его от необходимости использовать систему "Град" при виде нынешних "отцов" русской Академии.
ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ПО БУДНЯМ В ЗАЛЕ ГОС. НИИ РЕСТАВРАЦИИ (Москва, Бурденко ул., 23), телефон для справок: (495) 248-32-68.
1.0x