НОМЕР 36 (772) ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Щукин
ГЛАВНАЧПУП$
В разгар южно-осетинского конфликта вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Леонидович Кудрин тоже сражался, как герой. Только совершал он свои подвиги не против танков Саакашвили и даже не против грузинской национальной валюты лари.
Кудрин сражался совсем на другом фронте. На фронте налоговом, на фронте пенсионном, а заодно, как всегда, управлял финансовыми потоками внутри страны. И на фоне этих потоков вывод иностранными инвесторами за первые дни конфликта 8 млрд. долл., сокращение золотовалютных запасов страны на 16 млрд. долл., снижение обменного курса рубля на 4% и падение российского фондового рынка чуть ли не на 10%, говоря словами Алексея Леонидовича, не оказывают "никакого влияния на макроэкономические показатели России".
Абсолютно верно: участники отечественного фондового рынка — это биржевой планктон, который совершенно не решает судьбу системообразующих российских компаний; а обменный курс доллара полностью контролируется Центральным банком РФ. Не говоря уже о том, что подавляющее большинство так называемых "иностранных инвесторов", оперирующих на нашем фондовом рынке — это оффшорные филиалы российских же корпораций, а 420 млрд. рублей, переведенных недавно Минфином на пополнение Резервного фонда до нормативных 10% от ВВП, — подозрительно хорошо соответствуют сумме сокращения золотовалютных резервов России.
То есть всё под контролем, никаких поводов для беспокойства нет, а на облигациях американских ипотечных компаний "Fannie Mae" и "Freddie Mac", несмотря на кризис, Минфин ничего не потерял, и даже заработал целых 74 млн. долл. Правда, проходила официальная информация, что наши вложения в эти сверхдоходные структуры сократились вполовину, со 100 до 50 млрд. долл., но что было тому причиной — не разъяснялось. Понимай, как хочешь: то ли продали по текущим ценам, то ли стоимость их ценных бумаг, принадлежащих России, снизилась вдвое... Так что: заработали копейку, потеряли сто рублей? Нет ответа...
Верный признак безупречного благополучия в любой государственной отрасли — стремление её руководства к реформам и проектам, масштабы и сроки которых явно выходят за рамки их полномочий и компетенции. Помните, у Горбачева: Продовольственная программа, программа развития машиностроения, программа "Жилье-2000"?.. Виртуозный же в этом отношении был руководитель! При нем Алексей Леонидович, как известно, дорос до должности заместителя председателя комитета по экономической реформе Ленгорисполкома.
То есть стаж по экономическим реформам у него точно такой же, как у Чубайса, — Анатолий Борисович в том же 1990 году стал заместителем председателя Ленгорисполкома. И, конечно, в плане непосредственного влияния на нынешнего министра финансов РФ Чубайс Горбачёву, безусловно, даст сто очков форы. В коробке из-под ксерокса. Но кое-чему Алексей Леонидович и у Михаила Сергеевича научился.
Это стало ясно после обнародования проекта финансового плана до 2023 года. Тут даже субординация не была соблюдена: президент с премьер-министром только до 2020 года всё планируют, а министр финансов, понимаешь, на целых три года дальше смотрит...
Данный документ замечателен еще и тем, что он де-факто ставит большой жирный крест на заявленных президентом и правительством планах улучшения демографической ситуации в стране: минфиновская "команда Кудрина" исходит из того, что ни роста рождаемости, ни снижения смертности в нашей стране на ближайшие 15 лет не предвидится.
Предвидится совсем другое. Например, дополнительное налогообложение всех работающих граждан России, родившихся позже 1967 года. Они будут платить не 13% подоходного налога, а на 3% больше. Спрашивается, а как же та самая "священная корова"-плоская шкала, которую так яро отстаивал Алексей Леонидович: мол, чтобы все россияне, от школьной уборщицы до олигарха, платили одинаковую долю своих доходов государству? Чтобы, не дай Бог, олигарх не платил больше? Сами понимаете, у кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий... Мы были против "уравниловки", зато за равноправие... Теперь, оказывается, этот принцип вовсе не абсолютен, его можно и забыть — ради того, чтобы пополнить бюджет Пенсионного фонда РФ, в своё время изрядно покуроченный ближайшим единомышленником Кудрина Михаилом Юрьевичем Зурабовым, и не возвращаться, понимаешь ли, от страхового принципа его формирования к бюджетному. Чтобы государство в лице своих министров и прочих чиновников — наёмных "слуг народа" — ничего не было этому самому народу должно. Вообще. В принципе.
То есть прогрессивная шкала подоходного дохода возвращается — но в зависимости уже не от имущественного, как это принято во всех развитых странах мира, а от возрастного ценза... Не знаю даже, как и назвать поприличнее подобные министерские маневры. А главное — нет ли в них какой-то укрытой от посторонних глаз личной или корпоративной заинтересованности?
Впрочем, Пенсионный фонд и подоходный налог — это, конечно, мелочь по сравнению со Стабилизационным, за историю создания и использования которого американские финансисты и политики давно должны отлить статую Алексея Леонидовича из чистого золота в натуральную величину. Уже десятки, если не сотни, раз писалось, что модель "currency board", приведшая к полному краху аргентинской экономики в конце 2001 года, — куда более щадяща, чем модель Стабфонда: она хотя бы позволяет государству располагать всеми своими экспортными доходами, в то время как стабфондовская "цена отсечения" сокращает их реальную величину в 2-3 раза — остальное сразу поступает в американские банки...
Зато кудринское сражение против снижения НДС с 18% до 12% — вовсе не мелочь, это вещь вполне конгениальная и соразмерная "операции "Стабфонд". Уж чем только ни грозил глава Минфина государству и обществу в связи с намерением снизить НДС?! Какие только казни египетские ни предрекал?! Дескать, и доходная часть бюджета сократится так, что государству нечем будет платить "бюджетникам" c прочими социально уязвимыми группами населения, так что налоги придется повышать до заоблачных высот (налог на прибыль — до 31%, налог на доходы физических лиц — до 19,5%, единый социальный налог — до 34-36%), и "сэкономленные" на снижении НДС средства не будут инвестироваться в развитие производства, зато увеличат вывозимую из страны прибыль российского бизнеса (тут даже не знаешь, что и сказать: Кудрин топит потенциальных конкурентов, что ли? — О.Щ.), и... В общем, вспоминая слова Путина, сказанные немного по другому поводу, "начал кашлять, хрипеть, скрипеть..."
Спрашивается, что ему Гекуба, что он Гекубе? Но суть дела заключается как раз в том, что НДС — мощнейший тормоз для развития как раз высокотехнологичных отраслей промышленности с высокой добавленной стоимостью. И чем он выше — тем меньше эффективность инновационных, венчурных секторов экономики. По этому поводу очень справедливо высказался Сергей Чемезов, отметивший, что вопрос снижения НДС сегодня — не столько вопрос экономический, сколько вопрос сохранения независимости и суверенитета России. А о "выпадающих доходах бюджета" говорить сегодня, когда его неизрасходованные излишки только за семь месяцев текущего года превысили 1 трлн. рублей, министру финансов просто неприлично.
Впрочем, Кудрин — не просто министр финансов. Американцы назвали его "лучшим министром финансов", как немцы времен сдачи ГДР называли Горбачева "лучшим немцем". У Маяковского в пьесе "Клоп" был выведен такой колоритный персонаж — главначпупс, главный начальник по управлению согласованиями, товарищ Победоносиков. А Кудрин у нас — главный начальник по управлению долларами (их, а не нашими долларами), Главначпуп$.
1.0x