НОМЕР 30 (766) ОТ 23 ИЮЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
В последние годы, особенно после 9/11, "востоковеды в штатском" по обе стороны океана пугают весь мир ваххабизмом как идеологической основой действий Усамы бен Ладена и его "Аль-Каиды" — самой крупной "исламской угрозы" всему цивилизованному человечеству. Более того, тесно связанные с сионизмом и Израилем "научные работники" вроде некоего заокеанского С. Шварца, позиционируют его как исламо-фашизм, пришедший на смену нацизму и коммунизму. Ваххабизм клеймят как "наиболее ретроградное воплощение ислама" и "одно из самых ксенофобских радикальных исламских движений, какие только могут существовать", а основателя ваххабизма, богослова XVIII века Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, представляют "неотесанным мужланом". Однако насколько все эти стереотипы соответствуют действительности?
В своем труде "Ваххабитский ислам. От возрождения и реформ до всемирного джихада", опубликованном в издательстве Оксфордского университета, американская исследовательница из Джорджтаунского университета Натана Делонг-Бас разоблачает полную несостоятельность такого рода представлений, которые упорно навязываются всему миру врагами не только ваххабизма, но и самого ислама. Она, в частности, отмечает: "Подлинный Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб, как это видно из его сочинений, был хорошо образованным и много повидавшим ученым и факихом… Высочайший уровень религиозной компетентности основателя ваххабизма резко контрастирует с немногочисленностью вынесенных им юридических постановлений (фетв)... Мировоззрение Ибн Абд аль-Ваххаба в корне отличается от картины мира нынешних воинствующих экстремистов. Читатель его трудов не обнаружит в них ксенофобии, воинствующей идеологии, женоненавистничества, экстремизма и буквализма в истолковании Писания, т.е. всего, что ассоциируется сегодня с ваххабизмом".
Делонг-Бас делает вывод о том, что Ибн Абд аль-Ваххаб ни в коем случае не может считаться крестным отцом современных террористических движений. Он был олицетворением тех реформ, которые отражали основные течения исламской мысли XVIII века. Свое видение исламского общества он основывал на строгом монотеизме, под сенью которого бы сосуществовали и сотрудничали мусульмане, христиане и иудеи. Американская исследовательница показывает, что истоки современных экстремистских движений и организаций никак не связаны ни с аль-Ваххабом, ни с ваххабизмом. И этим вносит ценный вклад в разоблачение антиваххабитского мифа, созданного разномастными и разноязыкими очернителями ислама.
Она пишет: "Отличия между мировоззрениями Ибн Абд аль-Ваххаба и Усамы бен Ладена многочисленны и разнообразны… Бен Ладен проповедует войну против христиан и иудеев; Ибн Абд аль-Ваххаб призывал к мирным отношениям с ними. Бен Ладен провозглашает необходимость вести войну против неверия; Ибн Абд аль-Ваххаб выступал за мирное сосуществование, социальный порядок и за поддержание торгово-экономических отношений. Бен Ладен призывает убивать всех неверных и уничтожать их имущество; Ибн Абд аль-Ваххаб жестко ограничивал убийства и разрушения… Бен Ладен призывает к насилию и войне; Ибн Абд аль-Ваххаб стремился ограничить насилие… Бен Ладен не нуждается ни в каких оправданиях для джихада за исключением факта принадлежности к кафирам; Ибн Абд аль-Ваххаб ограничил возможности объявления джихада и причисления человека к неверным… воинствующий ислам Усамы бен Ладена не возник на основе учения Ибн Абд аль-Ваххаба и не представляет собой ваххабизм…"
Хотелось бы надеяться, что книга Натаны Делонг-Бас будет издана и в нашей стране. Пора положить конец лживым и клеветническим антиисламским измышлениям и, в частности, делать ваххабитов ответственными за то, к чему они не имеют никакого отношения и уж точно: глупо и даже абсурдно отождествлять их с террористами. О чем, между прочим, весьма убедительно и беспристрастно говорит книга Делонг-Бас. Выпуск ее книги на русском языке послужит делу победы Правды над ложью и, безусловно, будет содействовать лучшему взаимопониманию между Россией и исламским миром и, прежде всего, с Саудовской Аравией и другими странами Залива.
1.0x