Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 15 июля 2008

ЗАМЕТКИ ЗОИЛА

НОМЕР 29 (765) ОТ 16 ИЮЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владимир Бондаренко
ЗАМЕТКИ ЗОИЛА

Илья Бояшов не любит писать длинные романы. Это не хорошо и не плохо — это факт. Но что еще вернее, Илья Бояшов не любит писать плохие романы: надуманные, скучные, утопающие в бытовых подробностях. Он пишет о молодых годах Рюрика (новый роман "Конунг"), об армаде российских кораблей, нацеленных на Америку ("Армада"), о похождениях кота ("Путь Мури"), о плуте и монахе ("Повесть о плуте и монахе"). Но всегда он пишет о героическом сознании, о человеческой истории.
Новый роман Бояшова "Танкист и "Белый тигр" — это прежде всего метафизический роман о русском герое, гротеск и фантазия, высокая мистика и сюрреализм. Но, с другой стороны, — самый последовательный и дотошный реализм в изображении человека. Можно сравнить этот роман не только с "Повестью о настоящем человеке" Полевого, но и с книгой "Как закалялась сталь" Николая Островского. Схожи их герои — стремлением к победе. Я надеюсь, эта книга Бояшова получит премию "Большая книга", если её устроители на самом деле хоть в малой мере сопереживают нашему государству. Читателю нужны такие книги.
Роман — о Великой Отечественной войне, захватывающий, мистический, героический, технократический. Фронтовой роман об обгоревшем в танке на Прохоровском поле Иване Ивановиче Найденове, о приговоренном жуткими ранами к смерти, но приговоренном самим Богом войны к непрекращающемуся сражению с немцами до полной победы. Был у заговоренного от смерти обгоревшего русского танкиста, которого и прозвали Ванька-Смерть, свой личный враг — "Белый тигр", немецкий чудо-танк, наводивший ужас на целые войсковые соединения, умудряющийся разделаться за бой с дюжиной русских танков. Этот "Белый тигр", в отличие от нашего Иван Ивановича, не был даже человечески персонифицирован. Были в нём люди, или не были, оставалось тайной. Или это древний мистический восточный белый тигр, одно из божеств войны, явился на русские поля побороться в поединке с русским сверхгероем? Или это воплощение древнего арийского немецкого духа? Кто знает...
Весь роман — это древнерусская былина о поединке Ивана Ивановича с Белым тигром. Древнерусская сага о вечной борьбе со Злом. А боги, даже самые зловещие и жестокие, бессмертны, "Белый тигр" и после мая 1945 года затаился где-то на американской стороне. К его тайной берлоге и направил свой танк Ванька-Смерть, минуя все разделительные линии между нами и американцами. Всё готовилось к последнему бою. "Ванька смотрел на небо: танковый Бог, как всегда, улыбался. Танкошлем Господа был подобен горе. Рычаги небесного танка ушли в бесконечность. Башня "тридцатьчетверки" заслонила Вселенную. Бог катил следом, гремели космические катки… Старенький, кое-как залатанный Иваном Ивановичем танк имел удивительное чутье… Монстр ожидал теперь уже за Миловцем… Дьяволы в башне вовсю крутили маховик наводки и доставали из боеукладки кумулятивный…"
Пожалуй, всё действие книги, каким бы напряженным и захватывающим ни было, — не более чем прелюдия к открытому финалу. К вечному бою русского танкиста с дьяволами любых мастей. И пусть прочищенный дьяволами чудовищный ствол "Белого тигра" был готов к схватке с кое-как залатанным танком. "Хлебнувший огня и дыма танкист в черной от пятен, не по росту шинели, весь обвешанный медалями и орденами, не сомневался — для удара хватит и этой устаревшей, трогательной вагонетки… — Жми, Иван! — грохотала небесная музыка. — Жми!.. Он никуда не делся!
И Ванька жал…"
Конец романа, позади остались и многочисленные подвиги Ивана, пусть сам маршал Рыбалко обещал Ваньке, что тот получит свою Звезду Героя, пусть Ванька стал уже офицером, легендой армии. Его не интересовали награды и звания, не интересовали даже все генералы и маршалы, то суетящиеся перед ним, то гнавшие его взашей. "Всей больной и воспаленной душой своей, всем изломанным существом Ванька рвался на Запад, влекомый той единственной мелодией ненависти, которая так его распаляла"...
"Танкист и "Белый тигр" — не только историко-фантастический роман о танкистах Великой Отечественной. Это — миф о России в целом, утопия о всех предстоящих сражениях, этакое неожиданно появившееся — опять в период нашего всеобщего спада и поражения — "Слово о полку Игореве".
Сила романа — еще и в его достоверности. Илья Бояшов — не только преподаватель Нахимовского военно-морского училища, не только историк, проработавший в Военно-морском музее, он — специалист по военной технике времен второй мировой, прежде всего — по танковой технике. Его героико-фантастический роман, его былинную утопию о поединке Ивана с Белым Чудищем — можно читать как техническое пособие для современных танковых училищ. Фантазер и мистик не написал ни строчки неправды. Все номера танков, все цеха заводов, все имена командиров наших и немецких танковых соединений, все характеристики противотанковых пушек, самоходок и "майских жуков" соответствуют истине. Хоть диссертацию защищай. Автор даже, в кои веки, после конца мистического романа, как в научной монографии даёт все сноски и объяснения о весе и бронебойности снарядов, о тактике сражений.
Книга читается на одном дыхании, получше всяких детективов и ужастиков, при этом у неё, что редко встречается даже у талантливых авторов, есть герой и есть великий замысел. Значит, и книга немалая. Одна из лучших книг начала третьего тысячелетия. Жуткий карнавал войны, из которого, к тому же, отчетливо прописывается вечная русская идея.
Илья Бояшов как-то признался: "В "Танкисте" по аналогии с "Моби Диком" Германа Мелвилла, который я очень люблю, описывается вечное противостояние добра и зла." На основании этих слов Бояшова — так же, как ранее из-за его признания в любви к кино Кустурицы, — лихие критики стали выводить "Путь Мури" из кино Кустурицы, а "Танкиста…" — из "Моби Дика". Так легче, чем обнаружить у себя в России нечто новое, чем обнаружить некие архетипические русские былинные корни. И на здоровье, пусть любит Илья Бояшов и кино Кустурицы, и "Моби Дик" Мелвилла, но вечные скитания мелвилловского кита мало напоминают танковые сражения из романа Ильи Бояшова. Да и герой его Ванька Смерть не по миру носится, а западную мифическую заразу истребляет. За что ему и спасибо. Жми, Илья!
1.0x