Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 27 мая 2008

ТВОИ, РОССИЯ, ИМЕНА...

НОМЕР 22 (758) ОТ 28 МАЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Савва Ямщиков
ТВОИ, РОССИЯ, ИМЕНА...
Слово от Саввы
Телеканал «Россия», как говорится, в нелёгкой спортивной борьбе продолжает плодотворные поиски новых путей и форм по приданию информации подлинной духовности, помогая своим телезрителям не погрязнуть в трясине низкопробной, а иногда и откровенно разрушительно действующей на их умы медийной продукции. В праздничные победные дни «вторая кнопка» представила безукоризненный по форме и философски осмысленный по содержанию фильм «Мы из будущего». Давно я не испытывал чувства благодарности к создателям телевизионного произведения, где бы так достоверно, без психопатического надрыва и искажения исторической правды была показана Вторая Мировая и воздействие её последствий на нынешнее молодое поколение.
И вот теперь ВГТРК приступает к мегаигре «Имя — Россия», которая продлится до конца года. Казалось бы, какое мне — историку искусства, художнику-реставратору, прошедшему школу у лучших русских профессоров, дело до напоминающего лотерею проекта, когда из 500 отобранных кем-то имён надо выделить самый главный персонаж отечественной истории. Мы с коллегами какой уж год не можем доказать чиновникам от культуры, что Н.В.Гоголь, чей 200-летний юбилей уже «на носу», достоин хотя бы одного музея, издания полного собрания сочинений и восстановления первоначального облика порушенной в советские годы его христианской могилы. И всё же я приветствую кажущуюся на первый взгляд абсурдной затею команды Добродеева.
За двадцать с лишним лет с начала перестроечных, а потом псевдодемократических реформ «властители умов», в основном из отряда самоназначенной элиты, сумели наломать столько дров на ниве историко-культурного и духовного наследия, что расставлять точки над «и» придётся не один десяток лет. Начиная от пересмотра истории военных событий 1939-1945 годов, когда детям внушалось, что вовсе не первоклассные военачальники, подобные Чуйкову, Рокоссовскому, Шапошникову, Жукову, Черняховскому и их не менее одарённые коллеги вместе с бесстрашными солдатами и офицерами сломали хребет нацистской машине. Главная причина майской победы 1945 над Германией и последовавшая за ней капитуляция Японии, оказывается, кроется в американской тушёнке, лендлизовской военной технике и столь мучительно и долго готовившемся Втором фронте. А какую разнузданность и непотребство позволяли себе так называемые педагоги, психологи, медики, на глазах разлагая молодое поколение, откровенно советуя ему не думать о прочных основах семейного лада и продолжения рода. Вот и приходится теперь государству за каждого второго ребёнка платить аж 270000 рублей.
Только возвращение к многовековым русским традициям, когда историю Отечества числят не с петровских времён, а от равноапостольных князей киевских, псковских, новгородских и суздальских, чьи дочери, становившиеся королевами западных держав, учили своих мужей писать и читать, ибо они этого делать не умели. Вот поэтому проект «Имя — Россия» заставит наших телезрителей вспомнить о тех великих зодчих, художниках, церковных подвижниках и просветителях, музыкантах, учёных, писателях, строителях, полководцах, императорах, медиках и спортсменах, чьи имена давно пользуются мировой славой.
Поскольку большая часть завлекательной игры придётся на летнее время, когда я уезжаю в псковскую и карельскую глубинки, позволю себе сегодня, пользуясь предоставленной возможностью, высказать свой взгляд на предложенный список и задать некоторые вопросы его составителям. Думаю, что таким же способом будут отбирать близких им российских корифеев и другие участники необычной программы.
Первое, что мне хотелось бы подсказать отвечающим за конечный результат игры «Имя — Россия», — это найти возможность систематизировать представленные на голосование кандидатуры общего списка. Расположение по алфавиту, когда имя императора или псевдоним писателя соседствуют с фамилией врача или футболиста, вносят оттенок хаоса и неразберихи и затрудняют спокойное и взвешенное осмысление исторической роли, сыгранной каждым отдельным фигурантом.
У меня накопилось немало вопросов к составителям списка «пятисот». Позволю себе высказать здесь кажущиеся мне наиболее необоснованными включения и исключения из него знаковых персонажей отечественной истории.
Буквально резануло меня по сердцу отсутствие в списке фамилии Аксаковых. Книги Сергея Тимофеевича воспитали не одно поколение русских гимназистов и школьников. Но это лишь малая часть вклада аксаковской семьи в историческую копилку России. Блестящие представители просвещённого, глубоко интернационального славянофильства — его сыновья Иван и Константин — вместе с такими соратниками и единомышленниками, как Хомяков, Леонтьев, Киреевский, чьих имён нет в списке, право же, имеют на их присутствие гораздо большее право, чем писатель Бабель или режиссёр Герасимов. А чем не угодили составителям два великих русских художника, Дионисий и Александр Иванов. Видимо, о Рублёве и Феофане Греке они узнали из фильма Тарковского, а Дионисий, чьи ферапонтовские фрески постоянно обсуждаются при отборе «Семи чудес России» и попадают в первый десяток, забыт учёными мужами незаслуженно, равно как и великий автор «Явления Мессии», совершивший подвиг во имя прекрасного, стоивший ему жизни.
Если отважились «селекционеры» упомянуть имя Саввы Мамонтова — мецената и благотворителя, то становится неудобно перед памятью Саввы Морозова, не уступавшего своему тёзке в благородной деятельности.
Люблю я артиста Николая Крючкова и с удовольствием пересматриваю всякий раз фильмы с его участием. Спасибо, что не забыт он составителями, но разве его великие современники и коллеги Николай Симонов, Пётр Алейников, Николай Черкасов или Борис Андреев могут быть обойдены вниманием? У них, кроме блестящего профессионализма, и моральные качества заставляют по сей день восхищаться благородством поступков. Вспомните, как Борис Андреев позвонил в Моссовет, когда умер не отмеченный наградами и званиями Пётр Алейников, и попросил похоронить его на Новодевичьем кладбище, в могиле, на которую сам имел документ.
Игорь Моисеев — величайший хореограф, прославивший отечественную танцевальную школу во всём мире. Но, справедливо отводя ему заслуженную строчку в мемориале великих, стоило бы вспомнить о его учителе Касьяне Голейзовском, чьё имя в любой мировой балетной энциклопедии сопровождается словами «Основоположник современного балета». А другой гигант балетной режиссуры Баланчин всегда вспоминал об огромной роли в его творческой судьбе, сыгранной Касьяном Голейзовским.
Особенно большое разочарование вызвало у меня отсутствие рядом с именами поэтов — Бродского, Галича и Высоцкого — одной из величайших муз ХХ века Татьяны Глушковой. Ни слова не сказано о ней ни с экранов телевизора, ни со страниц демократических газет и журналов. Скорее всего, потому, что не могут простить ей классический цикл «Когда не стало Родины моей», родившийся при виде сотен невинно гибнущих людей у стен Белого Дома позорным октябрём 1993-го. Позволю себе в конце процитировать несколько четверостиший из того траурного собрания стихов:

«…Когда не стало Родины моей,
В ворота ада я тогда стучала:
Возьми меня! А только бы восстала
Страна моя из немощи своей…
…Когда не стало Родины моей,
Тот, кто явился к нам из Назарета,
Осиротел не менее поэта
Последних сроков Родины моей».

Желаю удачи и успеха интересному проекту телеканала «Россия», который, я уверен, поможет вспомнить многие забытые имена славных созидателей нашей истории и культуры.
1.0x