НОМЕР 21 (757) ОТ 21 МАЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Екатерина Глушик
СУДЬБА И ПЕСНЯ
Поёт Светлана Твердова
Давно, прочитав впервые «Девушка пела в церковном хоре» Блока, была потрясена и подумала, что хотела бы услышать исполнение, которое родило такие стихи. Нельзя написать подобные строки, не услышав столь же вдохновенного исполнения.
…Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели…
Какой голос надо услышать, чтобы так написать? Позже довелось слышать пение, когда и слезы на глазах, и трепет душевный… Это было пение народных хоров, хора имени Александрова, застольное пение. Не под хмельком, как уродливо изображают манеру исполнения русского застолья, а пения людей, связанных общей судьбой (семья ли, односельчане ли за столом собрались), общими чувствами и эмоциями, которые и выражались в песнях. Ведь если у людей нет настроения петь ту или иную песню — и не заставишь, и она сама не зазвучит.
А вот индивидуальное исполнение даже самых великих наших певцов, признаюсь, не оказывало на меня подобного впечатления, не чистило душу изнутри, когда даже печаль светла: слезы текут, но не обессиливающие, выматывающие, а именно очищающие, когда плач приводит в состояние упоения.
Подобное пение мне довелось услышать на юбилейном вечере Александра Проханова. Именно там я, пожалуй, впервые услышала абсолютное исполнение русских романсов, русской песни. Абсолютное. Это, как стих Пушкина: все слова на своих местах, единственно точно и правильно сказаны, не чувствуется никаких усилий по их подбору, сам стих льется, и ты следуешь за ним по волнам эмоций…
От вечера Проханова многого ждали. Проханов не только сам неповторим. Неповторимо все, чем он занимается, что делает, как говорит. Он удивительным образом уходит от схем и банальностей в любом деле. Как он построит свой вечер? К тому же, это событие не только в литературной жизни России…
Вечер начинается. На сцене стоит рояль, нет привычного для такого рода мероприятий президиума. Выходит красивая молодая женщина в красном бархатном платье, поет романс «Соловьем залетным юность пролетела». Это рассказ о прожитой жизни, об ушедшей юности. Столько сдержанной страсти в исполнении, такая гамма чувств, и безупречное звучание чистого голоса, который льется, плавно тембрально вокализируя на протяжении всего романса. Точность пластики: жест рукой, поворот головы, движение тела. Без экзальтации, надрыва, но с неподдельной страстью и глубиной чувств. Очарованно не только слушаешь, но и смотришь. Песня создала настрой у зала. Зрители под воздействием и слов, и, едва ли ни в данном случае в основном, звучанием дивного голоса, превратились в общность людей, в оркестр, но не слаженно исполняющих, а слаженно слушающих.
Вышедший на сцену Александр Проханов представил солистку Москонцерта Светлану Твердову. Свой юбилейный творческий вечер писатель построил, как бы переплетая две линии: он рассказывает о своей судьбе, разных ее этапах, и в это повествование вплетаются романсы, русские песни, которые он слышал в детстве, юности. Они входили в жизнь, и стали в какой-то мере ее частью. Этими песнями он и хотел бы проиллюстрировать свою судьбу: рассказ о том или ином ее этапе, — и песня.
Проханов рассказывает о военном детстве, о памятном походе с мамой на выставку трофейного оружия в парк Горького, о своих впечатлениях, о том, как в открытую форточку своего окна в Тихвинском переулке видел синее небо, церковь, летящие на парад самолеты, как этот гул, рев моторов, очарование мощью техники повлияло на его выбор — учиться в МАИ.
Манера выступлений Проханова — страстная, точная, наполненная смыслами речь, эмоции, пыл, огнедышащая энергетика, накаляющая зал. Он заканчивает рассказ об этом отрезке своей жизни.
Вновь на сцене Светлана Твердова, звучит песня «Мучит душу мою твой печальный убор…»
Пожалуй, через эти песни Александра Андреевича узнали не менее чем через повествование, которое поведало о событийной части судьбы. А песни раскрыли его душу: что ее формировало, что находило отклик. Скажи мне, какая песня твоя любимая… Много узнаешь о человеке.
Столько в пении Светланы то женской мягкости, неспешной стыдливости, проникновение в самые глубины каждого человека, сидящего в зале, независимо от его возраста, социального положении, жизненного опыта, пережитого; то пение полно нескрываемой страсти, горечи, печали. И думаешь, как она, молодая женщина, может так точно передавать и драматические интонации, и восторг, упоение счастья?
Пение Светланы Твердовой подобно музыке Чайковского, Баха. Нельзя спеть совершенней. Настолько органично, что воспринимается как шум волны, созерцание горных вершин, парящей в небе птицы, тихо падающего снега.
Романс, народная песня содержат глубокую драматургию. Это сильные чувства лирического героя, который переживает, делится, рассказывает о пережитом. Это исповедальный монолог, как прозвучавшая на вечере песня «Помню, я еще молодушкой была…»
На сцене в тот вечер было партнерство равных талантов. Манеру письма Проханова невозможно ни с кем спутать. Таково и пение Твердовой: она поет так, что, услышав лишь однажды, уже не спутаешь ни с кем.
Стиль Проханова — исчерпывающая лаконичность, метафоричность, четкий текст с неисчерпаемым контекстом: читая вновь, обнаруживаешь новые смыслы.
У Твердовой сильный голос, но она не демонстрирует его и свои вокальные возможности как таковые, в ее вокале тоже большой контекст, все в исполнении подчинено раскрытию романса, народной песни, подаче чувств и переживаний героя. Удивительно, что певица такого таланта и уровня мастерства оказалась неизвестна никому из присутствующих. Настоящее открытие.
Светлана Твердова родилась в городе Обнинске Калужской области. Семья уехала оттуда, когда девочке исполнился год. Жила в Коврове.
Пела с двух лет. В то время по радио звучало много песен, они были мелодичны, легко запоминались, немало песен дети разучивали в детских садах. Девочка пела чисто, и все, кто ее слушал, говорили, что у нее голос, ей надо учиться в музыкальной школе. Она любила выступать всегда и везде: и в самодеятельности, и во дворах, где раньше устраивали праздники для бабушек, сидящих на лавочках.
Семь лет проучилась в музыкальной школе по классу скрипки. Позже пошла на подготовительные курсы в консерваторию. Поступая на подготовительный курс, перед сидящими в зале профессорами пела русскую песню и арию Виолетты. Когда пришла к консерваторскому отоларингологу, врач, около 40 лет проработавший в консерватории, сказала ей: «Девочка, как ты пела! Ни разу на вступительных экзаменах я не заплакала, а тебя слушала и плакала. Даже профессора сидели и плакали».
Проучившись два года на курсах, поступила в Нижегородскую консерваторию, которую закончила по классу «Оперная и концертная певица».
В репертуаре Твердовой оперные партии такие, как Лиза из «Пиковой дамы», Ярославна из «Князя Игоря», Аида из «Аида». Эти и многие другие партии, к сожалению, лежат у певицы мертвым грузом, потому что не совсем складывается оперная карьера: год Светлана пела в «Геликон опере», но по семейным обстоятельствам была вынуждена уйти, а сейчас не получается вернуться на оперную сцену, хотя очень хочется.
У певицы крепкое сопрано, что может хорошо давать и низкий регистр. Ее даже путают с высоким меццо сопрано. Крепкое сопрано — более нагрузочный голос, так как часто приходится петь в верхнем диапазоне. Драматическое сопрано по тембральному диапазону сходно с высоким меццо сопрано. Но у сопрано в работе используется верхний регистр, а у высокого меццо сопрано в основном — нижний.
Поет Светлана русские романсы, классические романсы на музыку Рахманинова, Чайковского, Глинки. Есть в репертуаре произведения зарубежных авторов: Шуман, Вольф. Много исполняет оперной музыки на итальянском. Когда Светлана поет на языках, то не просто знакомится с переводами, общим смыслом, а старается вникнуть в каждую строчку, каждое слово. «Когда поешь на языке и не знаешь перевода, это пустое дело», — считает певица. Исполняет она советские песни, опереточные арии Марицы, Сильвы.
«Что труднее исполнять в смысле эмоциональных, голосовых нагрузок: советские песни, романсы, оперы?» — спросила я певицу.
Любую музыку петь сложно, ответила она. Оперная музыка требует больших голосовых вложений. Какие-то эмоции идут на сцене театрально, крупным мазком. А в классических романсах есть полутона, которые исполнять не просто, поскольку не всякий голос поддается более тонким переливам: в одном месте надо показать одно настроение, в другом месте — другое. «Иногда говорят, — делится Светлана, — мол, вы неправильно берете ноту. Но я правильно беру ноту, я так хочу взять, мне хочется по настроению: как мысль идет, так и голос отвечает. Этому научить, мне кажется, нельзя, это чувствовать надо. Драматическое искусство как таковое в консерватории не преподается. Есть камерный класс, когда изучаются произведения малой формы, вокальные циклы, произведения более тонкие. У хорошего педагога можно многому научиться, но не всему: все-таки это надо чувствовать».
Светлана очень благодарна своим первым педагогам супругам Гудылевым, у которых она занималась в самодеятельной студии родного города Коврова. Виктор Иванович — оперный певец, Нина Алексеевна — певица оперетты. «Когда я дома громко пела, — вспоминает Светлана, — мне папа говорил, мол, иди позанимайся в студии. Я в 16 лет пошла и стала заниматься классическим пением. Именно Гудылевы, когда я пришла к ним, ввели меня в классическое исполнение, которому потом я продолжала обучаться уже в консерватории».
— Светлана, вы очень проникновенно исполняете русские романсы, старинные народные песни, лирический герой которых жил давно. Ваше сопереживание основывается на знании истории?
— Думаю, во все времена чувства одинаковы, когда бы ни жил человек. Но не каждый испытывает за жизнь всю гамму чувств, не каждому дается все понять, осознать пережитое. А у меня в жизни было много плохого, немало хорошего. Потому есть, что передать. Я человек чувствительный, ранимый, поэтому и в романсе сопереживаю героям.
Одни и те же песни в разном возрасте поются по-разному. Есть солнечные переживания, произведения, которые всегда одинаково поешь. Радость она радость и есть. Да, все семьи счастливы одинаково, а несчастны по-своему.
Чтобы возвратиться в детство, надо сохранить в себе ребенка, не забыть детское состояние, ощущения. Сейчас тяжело это состояние возобновить. Наша жизнь сильно испортилась, со всех сторон идет пошлость, и трудно не потерять состояние детскости, когда на душе светло, чисто, когда радуешься, что дождь идет, солнце светит. Это надо и в нашем взрослом возрасте чувствовать, а не подчинять всю жизнь и все многообразие переживаний лишь денежным проблемам.
Как и у большинства нынешних деятелей настоящего искусства, у Светланы много материальных проблем, бытовых неурядиц. Но она говорит о них со смущением, ей кажется неудобным в разговоре о музыке касаться этих тем, и она больше сетует по поводу того, что резко уменьшилось количество площадок, аудиторий для исполнения романса, старинной русской песни, оперной арии.
Светлана с большой благодарностью отзывается о генеральном директоре Москонцерта Беленьком Александре Григорьевиче, директоре филармонического отдела Полосине Льве Владимирови- че, которые, по мере их возможностей решив её жилищные проблемы, дав комнату в общежитии, таким образом дают ей саму возможность концертировать.
После концерта при мне к Светлане подошел молодой мужчина и признался, что ранее романсы практически не слышал, а на концерте, в живом исполнении не слышал вообще никогда. Но, оказавшись невольным слушателем на вечере Проханова, не смог сдержать слез — настолько задело за живое.
Интересуюсь у певицы: сейчас, когда романс почти ушел из нашей жизни, с радио, телевидения, — воспринимается ли неподготовленным слушателем такая музыка?
— Я выступаю в разных аудиториях, не только в концертных залах, но и в школах, библиотеках. Может, и не всеми и не все, но романс воспринимается, большинство слушающих, даже школьники, понимают, о чем поешь. Когда истинное чувство заложено в произведение, когда человек поет и проникает в другого человека своими мыслями, эмоциями, то находит отклик. Людям надо дать выбор: не только попсу слушать в три аккорда, но и классические произведения. Жалко, что выбора сейчас практически нет. Говорят, что люди не хотят слушать, рейтинга нет. Но вы не даете возможности слушать классическую, народную музыку. Ни на радио ее нет, ни, тем более, на телевидении. Остались лишь какие-то небольшие фрагменты. Не каждый по разным причинам пойдет на концерт или в театр слушать оперу. А в провинции, например, куда человеку идти, где послушать оперу или романс?
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою…
Жизнь сейчас такова, что многие из нас забыли радость свою, оказались отлучены от нее. А моменты приобщения к искусству в совершенной форме, каковое состоялось на вечере Александра Проханова, возвращают нам эту радость.
1.0x