Авторский блог Роман Нестеренко 03:00 29 апреля 2008

МЕГАМАШИНА

0
НОМЕР 18 (754) ОТ 30 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Роман Нестеренко
МЕГАМАШИНА

2 декабря 2007 года командующий боевым авиационным командованием ВВС США генерал Джон Корли объявил о переводе истребителя F-22A Raptor в состояние полной боеготовности (Full Operational Capability, FOC). Это, в частности, означает завершение процессов слаживания, летной и тактической подготовки и оснащения. Отныне истребители F-22A могут быть развернуты на любом ТВД на Земном шаре и применяться в комплексе с другими комплексами ВВС и родами войск.
Итак, закончилась почти тридцатилетняя эпопея — первый истребитель пятого поколения таки был разработан, запущен в серию и принят на вооружение. На радостях ВВС США намерены резко – более чем в два раза – увеличить масштабы закупок истребителей F-22A. Дескать, прежние планы закупки 183 F-22A оказались "ошибочными". Ошибку необходимо исправить, закупив вместо 183 машин как минимум 380.
Беспокойство заокеанских военных вполне понятно — пока первая эскадрилья Рапторов становилась на боевое дежурство, ВВС США лишились куда как большего количества основных самолётов истребительной авиации — в ноябре 2007 года 442 единицы истребителей F-15 модификаций A-D были поставленны на прикол, после того, как одна из этих машин просто разрушилась в воздухе при выполнении обычного тренировочного полёта. Причиной разрушения истребителя называется износ силовых элементов планера самолёта, в частности — лонжеронов. По состоянию на 10 декабря 2007 года, задолго до завершения всех проверочных работ, выявлено уже 8 машин с треснутыми лонжеронами. И хотя официальный запрет на полёты F-15 модификаций A-D уже снят, де-факто эти самолёты ещё долго не поднимутся в воздух.
Проблемы c F-15 будут иметь далеко идущие проблемы для ВВС США, полагают эксперты. Пентагон как раз собирался продлить срок эксплуатации машин F-15 и F-16 до 2025 года. Это позволило бы "закрыть" уже ставшую очевидной брешь в ВВС, вызванную постоянным смещением сроков укомплектования истребительных частей самолетами пятого поколения F-35 Lightning II.
В частности, в рамках программы Golden Eagle предполагалось 179 машин F-15, находящихся в наиболее "сносном" состоянии, модернизировать и оставить в строю до 2025 года. Этим планам, вероятно, не суждено сбыться — уже ясно, что столько они не выдержат.
Надо сказать, что подобная ситуация в течение длительного времени. Сперва триумфально провалилась программа создания истребителей "Стелтс" — то есть пресловутых F-117 и F-118. Нет, бюджет был разумеется,освоен, некоторая часть машин — построена и принята на воружение, но уже во время войны в Югославии стало ясно, что боевая ценность этих самолётов стремится к нулю. Радары их не видели, ага, — но только радары, произведённые в США. А в реальной жизни оказалось, что радары кроме США, разрабатывают ещё как минимум 10 стран. Лишённый же "невидимости", F-117 представляет из себя корявого уродца, медленный неманевренный самолёт с плохим аэродинамическим качеством.
F-22 Raptor, первоначально задуманный как истребитель завоевания господства в воздухе и предназначенный для противостояния советским истребителям, лишившись явного врага, так же стал головной болью для американского правительства. Чтобы хоть как-то оправдать понесенные затраты, в 2002 г. командование ВВС США приняло решение о расширении боевых возможностей самолета с возложением на него ударных функций, что потребовало дополнительных работ по изменению конструкции. Предлагался даже вариант его использования в качестве бомбардировщика. Программа отстала от графика и серьезно превысила бюджет. В середине 2004 г. американцы подтвердили, что общие затраты достигли $28,7 млрд вместо $19,5 млрд, запрашиваемых первоначально в 1991 г. В связи с этим первоначальный заказ на F-22 был сначала уменьшен с более чем 700 до 277 самолетов, а в декабре 2004 г. сокращен до 181 единиц.
Теперь, после истории с разрушением F-15 в воздухе, заказ пришлось срочно увеличивать, несмотря на то, что финансирование подобной программы проблематично — цена за один F-22 уже достигла 140 млн. долларов, и это ещё не предел.
И чтобы понять, насколько "всё не очень отлично" в ВВС США, процитирую сообщение, которое лично меня потрясло до глубины души:
"Компания Boeing обвинила субподрядчика, компанию Alcoa, в поставке бракованных узлов и элементов конструкций из титана. Бракованные титановые детали установлены на истребителях пятого поколения ВВС США F-22A Raptor.
Как сообщает F-16 со ссылкой на Seattle Times, эксперты ВВС США приняли решение оставить бракованные детали на самолетах – слишком дорогостоящей окажется их замена. Решено вместо замены брака увеличить частоту техосмотров самолета. По мнению специалистов Boeing, самолеты с бракованными деталями могут выполнять боевые задачи при условии скрупулезного соблюдения графика техосмотров.
Наложены ли какие-либо ограничения на пилотаж самолетов с бракованными деталями, не сообщается."
Как говориться — ноу комментс. А ведь есть ещё ужасное слово "бафтинг" и ещё один, не менее пафосный и дорогой "долгострой" — F-35 Lightning II...
г. Мельбурн

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой