Авторский блог Ольга Фёдорова 03:00 15 апреля 2008

ИЗЛАЖАНИЕ...

НОМЕР 16 (752) ОТ 16 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Ольга Фёдорова
ИЗЛАЖАНИЕ...

Пожалуй, одним из самых больших удивлений в начале моей работы в школе было то, насколько неведома учащемуся работа учителя. То есть, проучившись в школе 10 лет, ты не знал большей части того, из чего состоит работа преподавателя. Собственно, приходя в театр, ты тоже не знаешь, что делается в закулисье. Да и так скрыта "кухня" практически любой профессии. Но в школе-то, казалось бы, взаимодействие учителя и ученика происходит постоянно, во взаимодействии работа и заключается. И тем не менее.
В том числе было удивительно, как завуч следил за выполнением программы и неукоснительным следованием ей. Выделено на тему "Деепричастные обороты" 5 часов, из них "Знаки препинания при деепричастных оборотах" 2 часа — будь добр! Ни больше (за счёт каких часов можно больше?), ни меньше. Подвижки возможны не за счёт уроков, а лишь за счёт неоплачиваемых дополнительных занятий. Если ты решил, что ученики не усвоили материал в отведённое на его изучение время и хочешь позаниматься дополнительно — занимайся, известив об этом завуча. Но в своё личное время без всяких материальных компенсаций.
Молодая коллега вместо сочинений проводила изложения. Изложение писать легче, ещё легче проверять работу. И вот начинающая учительница облегчила свой труд: проводя творческие работы, один вид подменяла другим.
Завуч, выявив это, не просто указала той строжайше, но в качестве профилактики пригласила и меня, как молодого специалиста, чтобы разъяснить, почему такой подмены делать нельзя. Завуч объясняла, что сочинение и изложение — разные виды творческих работ, прививающие ученикам разные навыки.
Сочинение учит выражать свою мысль стройно, складно, логично, доказательно, выдерживать внутренний план рассуждения или повествования, развивать тему, подбирать синонимы, пользоваться метафорами, сравнениями. Сочинение для ученика зачастую — способ самовыражения, и ему надо не просто дать такую возможность, но и научить этому.
Для написания сочинения ученик должен обладать знаниями, сведениями, должен провести анализ, отсеять избыточное…
Научить писать сочинения — большой труд учителя русского языка.
А изложение учит сосредоточенности, укрепляет память, заставляет вести нить чужого повествования, прививает навыки пересказа.
Оба вида работ нужны и важны, но сочинение, безусловно, более сложная работа.
И вот узнаем, что нынешние реформаторы от образования собираются заменить экзаменационный вид работы по русскому языку: сочинение изложением. То есть проверка навыков и умений, полученных выпускником в период обучения, сводится к самому простому виду работы. Это менее эффективный способ проверки знаний правил русского языка, чем диктант. В диктанте лучше проверяется грамотность: если продиктовано предложение, ты его не можешь изменить. Если не знаешь, как пишется слово или как расставляются знаки препинания, диктант это выявит. А в изложении ты можешь и слово, тебе неведомое, выпустить, заменив его другим, и предложение составить так, чтобы избежать расстановки знаков, в которых ты не уверен. Изложение менее всего из видов письменных работ может выявить полученные, усвоенные умения и навыки.
Если этот вид работ станет экзаменационным, то и работать на уроках будут преимущественно на него. То есть главное, чему учитель будет стараться научить детей, — это умению повторить за "учителем", изложить то, что наставник продиктовал. Изложение — точное повторение, неукоснительное следование за диктующим: он читает, ты запоминаешь и повторяешь, никакого самостоятельного трактования, творческого подхода, полёта мысли, "шаг в сторону" недопустим. Такой вид экзаменационной работы призван в процессе обучения воспитывать граждан страны неукоснительно повторять за руководителем, в данном случае руководителем урока, диктующим. Хорошо написать изложение может и ученик, неважно знающий русский язык, если у него неплохая короткая память (запомнить-то надо на час), если он достаточно смышлён и догадается избежать применения незнакомых слов и знаков препинания.
Кому принадлежит идея заменить сочинение изложением, и почему она получила поддержку в министерстве образования? Учителя, думающие об учениках, а не об упрощении своего труда (преподавателю легче подготовить учеников к написанию изложения), не могли сделать такой выбор.
Документ, который получает выпускник школы, называется не просто аттестат, а аттестат зрелости. То есть школа должна выпускать зрелых граждан, со сформировавшимся мышлением, жизненной позицией. А какой вид работы позволяет выявить это лучше всего? Не диктант, не изложение. Конечно, сочинение. Но его убирают из программы.
У нас почему-то именно министерства, в которых трудятся люди, в школах не работавшие или работавшие администраторами, но не учителями, диктуют учителям, как и что делать, а к мнению учителей в таких важных вопросах не прислушиваются.
Во все эти отделы образования при департаментах, министерствах нельзя брать на работу людей именно без педагогического стажа лет в 7, а то виртуальные образованцы еще так обустраивают просвещение, отправляя своих деток на иные берега.
Когда мы изучали историю педагогики (правда, в университете это курс очень краток), то запомнилось, как тщательно на заре советской власти, поставив задачу всеобуча, выбирали разные способы, методы обучения, сколько экспериментов было. И советской системе школьного обучения, лучшей в мире, как сейчас признают и доморощенные враги страны, ярые антисоветчики, мы обязаны Сталину. Ему предлагали разные программы: где предполагалось изучение только азов, а уж расширенное обучение пусть индивидуально кто как сможет; где предлагалось изучать только науки как таковые, без всякой физкультуры, рисования, пения. А тот вариант, что был принят за основу в советской школе — это вариант для обучения и воспитания аристократии, о чём сказали Сталину. На что он ответил: будем воспитывать аристократию. В результате все советские дети получили доступ к обучению, которое в других странах могли позволить себе лишь избранные. Для учёбы "кровавый диктатор Сталин", как его величают антисоветчики, считал всех советских детей избранными, все дети, по его мнению, были достойны лучшего из всех возможных образования. Он заложил принцип "всё лучшее — всем детям".
В отличие от современных чиновников от образования, считающих, что лучшее знание и умение — неукоснительно повторить за диктующим. Не ведают, что есть "аттестат зрелости".
1.0x