Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 15 апреля 2008

ЗАКРОМА — РОДИНЕ!

НОМЕР 16 (752) ОТ 16 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Денис Тукмаков
ЗАКРОМА — РОДИНЕ!
На что можно и нужно потратить Стабфонд?
ОПТИМИСТЫ ОТ ВЛАСТИ ублажают себя: "У нас такой огромный Стабфонд, такие золотовалютные запасы, да при таких-то ценах на нефть стабильность нам обеспечена!" Оптимисты от патриотической оппозиции уверены: стоит только захотеть, "проявить политическую волю" — и мы, выудив из американских кубышек Стабфонд, вбросив его миллиарды в российскую экономику, тут же вихрем умчимся в Светлое Будущее. Давайте выясним, так ли это...
ИТАК, 30 ЯНВАРЯ 2008 ГОДА средства Стабилизационного фонда РФ были разделены на две неравные части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
На 1 апреля первый из них составлял 130,48 млрд. $. По своему предназначению он аналогичен "неприкасаемым закромам" Стабфонда и создан, по утверждению правительства, для смягчения возможных катаклизмов финансовой системы России, связанных с падением цен на нефть. Тратить его Минфин планирует лишь в том случае, если не удастся иначе обеспечить расходные статьи бюджета.
Миссия второго фонда обратная — инвестирование в разнообразные социально-экономические проекты в России; на начало апреля он аккумулировал 32,90 млрд. $.
Сегодняшний источник пополнения обоих фондов — сверхдоходы федерального бюджета от продажи нефти.
Размер Резервного фонда жестко определен трехлетним бюджетом и, по планам правительства, вплоть до 2010 года будет равен 10% от валового внутреннего продукта. В 2010 году, при размере ВВП 44470 млрд. рублей (1888,8 млрд. $ по курсу ЦБ РФ на 10 апреля ($1 = 23.5437 руб.), Резервный фонд составит, соответственно, 188,8 млрд. $. Напротив, Фонд национального благосостояния будет постепенно уменьшаться до 559,9 млрд. рублей (сегодня это эквивалентно 23,78 млрд. $) в 2010 году.
Для сравнения, объем ВВП России в 2007 году равнялся 1401 млрд. $ по нынешнему курсу, прогнозируемые доходы федерального бюджета РФ в 2008 году составят 342 млрд. $, международные резервы России на 4 апреля без учета "фондов-наследников" Стабфонда не превышали 344 млрд. $, а вся денежная масса в России на 1 марта была равна 555,6 млрд. $ наличных и безналичных средств.
11 февраля этого года оба "фонда-наследника" были переведены в международные резервы Центробанка. Зачем? По словам финансовых чиновников, чтобы исключить риск внешних претензий к этим средствам, например со стороны печально известной фирмы "Нога". В этот момент, по данным Минфина, Резервный фонд состоял из 56,95 млрд. долларов США, 38,57 млрд. евро и 6,37 млрд. фунтов стерлингов. "Разложили в три корзины", как видим.
22 февраля Минфин утвердил список из 15 зарубежных государственных агентств, в чьи долговые бумаги могут быть вложены средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В этом списке — фонды, банки и корпорации Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Канады, США и Франции. Их бумаги обеспечены гарантиями своих правительств. У них высочайший рейтинг. Поэтому бывший Стабфонд решено было перегнать туда — "для лучшей сохранности".
Список всколыхнул прессу, поскольку, в частности, указанные в нем два американских ипотечных агентства, контролирующие 45% ипотечного рынка США и больше известные как "Fannie Mae" и "Freddie Mac", в IV квартале прошлого года потерпели серьезные убытки от ипотечного кризиса — 3,6 млрд. $ и 3,1 млрд. $ соответственно.
Вложение средств Резфонда и "Фондоблага" в эти агентства подтвердил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, заметив 29 февраля, что убытков от подобного размещения нет: ведь куплены были не рухнувшие ипотечные ценные бумаги, а "высоконадежные и безрисковые" долговые обязательства компаний, гарантированные правительством США.
Среди осведомленных российских финансистов немедленно возникла полемика, о каких суммах вложений идет речь, насколько серьезно можно говорить о полном отсутствии потерь и можно ли в условиях надвигающегося финансового кризиса вообще считать надежными американские компании, даже если они обладают высочайшим рейтингом и гарантиями.
В итоге аналитики озвучили цифру в 40 млрд. $ вложенных в "американскую ипотеку" средств.
Эксперты в основном согласились с тем, что текущий кризис способен не только уничтожать репутации, но и разорять даже те конторы, что совсем недавно высоко котировались — как это на днях случилось с американским банком "Bear Stearns".
Помимо этого, многие обратили внимание на то, что в списке Минфина отчего-то упомянуты также структуры, выдающие кредиты в жилищном секторе США, в котором продолжается самый глубокий спад за последние 25 лет, — то есть претензий к списку Минфина возникло много. И это экспертное мнение тут же было растиражировано СМИ.
В итоге в обществе наконец окрепло ощущение, что средства Резервного фонда необходимо не просто вывести из зарубежных активов, но и инвестировать их через различные механизмы в российскую экономику, насытить ее финансовую систему, вложиться в развитие корпораций, инфраструктурных проектов и целых отраслей. Это помогло бы решить проблему тотального недостатка наличности в российской экономике, из-за которой российские предприятия и банки вынуждены кредитоваться под высокие проценты на Западе и тем самым наращивать внешний долг РФ. Те, кто опасается инфляции, вряд ли будут отрицать, что, к примеру, закупка оборудования за границей никак не может привести к увеличению инфляционных рисков внутри самой России.
Конечно, до изменения бюджета 2008-2010, до пересмотра не только состава правительства, но и фундаментальных принципов российской финансовой системы разговор о том, куда бы нам вложить пылящиеся на Западе излишки денег, по большому счету, не имеет смысла. И все-таки, давайте погадаем, много это или мало для российской экономики — 163 миллиарда долларов обоих фондов? Что на них можно "купить"?
ПОДЕЛИТЬ ПОРОВНУ
Самое элементарное, что можно придумать, — раздать эти деньги поровну всем гражданам России, не обращая внимания на инфляцию и прочие "мелочи".
На 1 января 2008 года постоянное население РФ равнялось 142,0 млн. человек. При раздаче накопленных денег каждый гражданин получит примерно по 1147,9 долларов.
ПРОЕСТЬ
Другой не менее простой вариант — потратить всю сумму на закупку продовольствия и бесплатно раздать его населению.
В 2007 году, по данным Росстата, оборот розничной торговли продовольственными товарами в России достиг 4869,7 млрд. рублей (206,8 млрд. $). То есть наших резервов хватит на то, чтобы бесплатно кормить население России 9,5 месяцев — без учета роста цен и строго в тех количествах, в каких каждый из нас питался в прошлом году.
РАСПЛАТИТЬСЯ С ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РОССИИ
По данным ЦБ РФ, на 1 января 2008 года внешний долг РФ составлял 459,6 млрд. $. Долг частного сектора (менее 50% контроля со стороны государства) в этой сумме равнялась 272,6 млрд. $.
По оценке аналитиков "Barclays Capital", в этом году российским корпорациям и финансовым структурам придется выплатить зарубежным кредиторам около 111 млрд. $. При этом отмечается, что чистый приток иностранного капитала в Россию снизится с прошлогодних 82 млрд. $ до 26 млрд. $ в 2008 году.
Таким образом, всех резервов обоих фондов хватит лишь на то, чтобы выплатить всего около 35% внешнего долга России в его нынешнем объеме.
ПОЛНОСТЬЮ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ЖКХ
Но что, если потратить средства бывшего Стабфонда на вложения в инфраструктуру и экономику России? Например, в ЖКХ? Чтобы прочувствовать, что же это за махина, упомянем только, что общая длина одних только трубопроводов в стране составляет 17 млн. км. Изношенных трубопроводов, добавим.
По данным с официального сайта Министерства регионального развития РФ, в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода — 65%, канализации и тепловых сетей — 63%, электрических сетей — 58%, водопроводных насосных станций — 65%, канализационных насосных станций — 57%, очистных сооружений водопровода — 54% и канализации — 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Сколько же нужно денег, чтобы все это отремонтировать? Тут цифры разнятся.
Еще в 2003 году, по оценке Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, на реформирование российской системы ЖКХ требовалось 500 млрд. $. Тогда же Григорий Явлинский называл цифру в 300 млрд. $. По заявлению зам. начальника управления ЖКХ Федерального агентства по строительству и ЖКХ ("Рострой") Владимира Жданова (апрель 2005), полное восстановление ЖКХ России потребует вложения около 2,3 трлн. рублей, или, по сегодняшнему курсу, 97,7 млрд. $. По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева (май 2005), на модернизацию ЖКХ нужно затратить никак не меньше 100-150 млрд. $.
Очевидно, с тех пор суммы только возросли. Хватит ли на это средств бывшего Стабфонда, судите сами.
Заметим также, что по словам Д.Медведева, "только в 2007 году ЖКХ проглотило более 800 млрд. рублей и никакой заметной отдачи от этого мы так и не увидели. Износ основных фондов составляет 65%". То есть 34 млрд. $, вложенные в ЖКХ, словно растворились.
При этом, очевидно, следует отличать собственно ремонт и модернизацию всевозможных труб, сетей и станций — от "реформы ЖКХ". Последняя, по словам замминистра регионального развития России Сергея Круглика (март 2008), в целом завершится через два-три года. На нее планируется потратить из Инвестиционного фонда чуть более 10 млрд. $ за три года — для этого даже создан специальный Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Впрочем, даже здесь не обошлось без западных кредитов: по сообщению представителя "Росстроя" Антона Сюра, на реализацию проекта по реформированию ЖКХ России правительство привлекло кредит Всемирного банка развития объемом 200 млн. $.
МОДЕРНИЗИРОВАТЬ РОССИЙСКУЮ ЭНЕРГЕТИКУ
Сегодня суммарная установленная мощность национальной энергосистемы, включая электростанции РАО "ЕЭС", "Росэнергоатома" и всех остальных, составляет более 220 млн. кВт. В марте 2008 года правительство России утвердило "Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года". При базовом варианте до 2020 года необходимо будет ввести 186,1 млн. кВт новых генерирующих мощностей, в том числе ГЭС — 25,9 млн. кВт, АЭС — 32,3 млн. кВт и тепловых электростанций (включая теплоэлектроцентрали) — 127,9 млн. кВт. При максимальном варианте реализации Генсхемы до 2020 года в России могут быть достроены еще 50,3 млн. кВт мощностей. То есть общая мощность российской энергетики должна через 12 лет достичь 406-456 млн. кВт.
Во сколько же это обойдется?
По майским подсчетам 2007 года, базовый сценарий Генсхемы предполагал существенно меньшую цель к 2020 году — иметь от 340 до 392 млн. кВт мощностей. Тогда же назывались требуемые инвестиции для этого — 420 млрд. $ по базовому и 540 млрд. $ по максимальному сценарию.
Простая экстраполяция дает следующие результаты: на то, чтобы, по обновленным планам правительства, построиться по минимуму, потребуется порядка 576 млрд. $, а по максимуму — до 730 млрд. $.
Мы видим, что, нынешних фондовых резервов России не хватает даже на введение трети необходимых стране энергетических мощностей.
МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ РФ
По словам Владимира Гутенева, и.о. руководителя аппарата Бюро Общероссийской общественной организации "СоюзМаш России", к марту 2008 года износ основных фондов в машиностроении достиг критического уровня (от 65 до 75%). Выбытие основных фондов идет с темпами 1,5-2,5% в год, тогда как темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5%. Удельный вес производств, соответствующих современным требованиям, составляет всего 8%.
Сегодня Минпромэнерго сообщает о том, что в ТЭКе износ основных фондов превышает 50%, а в нефтепереработке превысил 80%. В среднем износ основных фондов в промышленности и энергетики достигает 60-70%. По подсчетам экспертов министерства на 2007 год, парк станков сократился в стране на миллион единиц. Из оставшихся полутора миллионов половина находится в возрасте 20 и более лет. Полный физический износ определен в 26 лет.
Наконец, по данным Счетной палаты, на 2007 год износ производственных фондов в Агропроме превышает 75-80 %. При этом темпы выхода из строя основных фондов в 1,5-2,0 раза превышают темпы ввода новых мощностей. Обеспеченность сельского хозяйства тракторами составляет 46%, зерноуборочными комбайнами — 49%, кормоуборочными комбайнами — 62%. Более чем две трети всех видов сельскохозяйственной техники выработали нормативный срок службы.
Выступая в феврале этого года на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил: "Цена только вопроса снятия инфраструктурных издержек роста российской экономики — 1 трлн. $. Поэтому основную ставку мы все же делаем на частные инвестиции".
По оценкам экспертов Центра внешнеэкономических исследований РАН (2006), для модернизации российской экономики требуется более 2000 млрд. $ капитальных вложений в течение 20 лет.
ВЛОЖИТЬСЯ В РОССИЙСКУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ
Федеральное дорожное агентство ("Росавтодор") озвучило недавно революционную программу развития российской дорожной сети до 2015 года. Она предусматривает в ближайшие 7 лет строительство и модернизацию 64,2 тыс. км трасс при финансировании в 9,9 трлн. рублей — лишь это позволит привести наши дороги в удовлетворительное состояние. Сегодня это 420,5 млрд. $.
Однако, по убеждению руководителя "Росавтодора" Олега Белозерова, чтобы вообще снять проблему с автодорогами в России, необходимо 50 триллионов рублей, которые нужно будет потратить до 2025 года. Это уже 2123,7 млрд. $, что в тринадцать раз превышает фондовые накопления РФ.
Для полной модернизации российских железных дорог, по апрельским (2007) заявлениям главы РЖД Владимира Якунина, требуется 10 трлн. руб., из которых 5,3 трлн. руб. компания готова инвестировать сама, за счет собственных средств и кредитов. Десять триллионов рублей — это, по нынешнему курсу, 424,7 млрд. $. Причем только для увеличения пропускной способности Транссиба требуется более 140 млрд. $.
Таким образом, чтобы всего лишь привести в порядок российские авто— и железные дороги, требуется сумма, в пять раз превышающая накопления правительства. И это — без учета модернизации речного и морского, а также воздушного транспорта.
ИНВЕСТИРОВАТЬ МАССОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ В СТРАНЕ
В августе 2007 года Министерство регионального развития представило "Долгосрочную стратегию массового строительства жилья" до 2025 года. Всего планируется возвести 2010,3 млн. кв. м жилья. Сегодня жилой фонд России в полтора раза превышает эту сумму и насчитывает около 3 млрд. кв. метров. 50% из них, по словам Д.Медведева (октябрь 2007), плохо приспособлено для жизни.
По утверждению разработчиков программы, удачная ее реализация приведет к тому, что через 17 лет более 80% граждан смогут купить себе квартиру или дом, а остальные смогут позволить себе арендовать жилье.
Согласно расчетам Минрегиона, для реализации Стратегии требуется потратить 96,6 трлн. руб. (из них 61% — кредиты, 27% — деньги граждан, 7% — инвестиции и 5% — средства из бюджета). Вся сумма эквивалентна 4103 млрд. $, а бюджетные пять процентов равны 205,2 млрд. $.
ПЕРЕОСНАСТИТЬ РОССИЙСКУЮ АРМИЮ И ОПК
В этой сфере также существует утвержденная в конце 2006 года "Государственная программа вооружений 2006-2015 годов" (ГПВ-2015) и отдельно от нее — мнения аналитиков. Бюджет программы равен 4939 млрд. рублей — по нынешнему курсу, это 209,8 млрд. $. Из этих средств 63% планируется направлять на серийные закупки вооружений и военной техники, а 37% — на модернизацию имеющейся.
Однако по многочисленным данным специалистов, при реализации ГПВ-2015 темпы перевооружения не превысят 2% в год, что попросту недопустимо. При этом, по планам этой программы, к 2015 году доля современного оружия в войсках будет доведена до лишь 45% (сегодня — менее 20%).
Более того, в феврале этого года зам. руководителя департамента ОПК Министерства промышленности и энергетики Валерий Воскобойников поставил под сомнение выполнение ГПВ-2015 из-за несоответствия ценовых прогнозов реальности.
Сколько действительно требуется Российской армии денег на полную модернизацию, вопрос открытый — и зависит он от множества факторов. Однако, если применить самую простую экстраполяцию и вместо суммы в почти 5 трлн. рублей, достаточной, по утверждению экспертов, лишь для 25%-ного перевооружения армии, представить реально необходимые средства, мы получим порядка 20 трлн. рублей, или около 849,5 млрд. $.
Сюда не входят все прочие армейские расходы, вроде возведения жилья для военнослужащих, повышения их содержания или строительства новых баз.
Наконец, отдельной статьей расходов должны идти средства на модернизацию ОПК. Так, по данным Минпромэнерго, износ активной части основных производственных фондов предприятий ОПК составляет около 65%. А по мнению президента Лиги содействия оборонным предприятиям Александра Бриндикова, актуального на март 2007 года, для технологического перевооружения предприятий российского ОПК требуется тратить не менее 140 млрд. рублей (5,95 млрд. $) в год. И это без учета расходов на НИОКР.
ИТАК, ПО ДАННЫМ профильных ведомств и экспертов, для простой модернизации "цивилизационного багажа" страны — безо всяких революционных изысков и рывков — требуется изыскать более 8,5 трлн. $ в ближайшие 7-15 лет. Всего каких-то сто с лишним стабфондов.
И это — без учета расходов на аграрный сектор, без науки и образования, без медицины, без модернизации авиапрома и космоса, морского транспорта и портов, без спортивной инфраструктуры, без вложений в культуру, без учета возможных войн и катаклизмов, без структурных реформ в управлении страной — не говоря уже о всевозможных нанотехнологиях, био— и генной инженерии, информационных и телекоммуникационных проектах, о разработке революционных видов топлива и источников энергии, о новых видах вооружения, о хай-теке в области материаловедения или экологии и т. д.
Остается только поражаться: сколько же было средств у Советского Союза, который смог сначала придумать, построить, а затем десятилетиями поддерживать все это богатство! И если Россия сегодня не в состоянии найти средства даже на сотую часть от необходимых затрат — то сколько же ресурсов было в буквальном смысле проедено, потрачено впустую, пущено на яхты Абрамовича и "города золотых унитазов", на моллы и шопы, на пиры и банкеты, на субкультуру 90-х? Сколько было вывезено из страны в последние 17 лет? Сколько ресурсов питало и до сих пор питает западную цивилизацию? И не рухнула бы эта цивилизация, не получи она вовремя полноводья русского богатства?
ЕЩЕ РАЗ НАПОМНИМ: Фонд национального благосостояния, из которого планируется финансировать подобные проекты, по планам правительства России, составит в 2010 году целых 23,78 млрд. $. А Резервный фонд, повторим, правительство тратить вообще не собирается. И все это зиждется на прогнозе высоких цен на нефть.
Разумеется, это вовсе не значит, что от отчаяния следует расстаться и с этими жалкими крохами или что их и дальше следует держать в кубышке: все равно, мол, не помогут.
Вывод требуется принципиально иной. "Сбережения государства на черный день" — это чепуха, потому что мы давно уже живем в условиях "полярной ночи". Никакое "постепенное развитие", никакой "умеренный прогресс" Россию не спасут. Еще более губительные мечты о "спокойной размеренной жизни". Для элементарного выживания — чтобы вода из крана текла и поезда по рельсам бегали — стране требуется не просто очередная смена правительства, но полное переформатирование жизни. Нужно взвить Россию на дыбы, как это сделали Петр и Сталин, перековать заново и пустить во весь опор вперед, к спасению.
1.0x