Авторский блог Мария Мамиконян 03:00 15 апреля 2008

МЫ И НАШИ ДЕТИ

НОМЕР 16 (752) ОТ 16 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Мария Мамиконян
МЫ И НАШИ ДЕТИ

В последнее время пресса наводнена публикациями о том, что совсем скоро, к концу мая, правительство (или партия "Единая Россия" — тут сведения разнятся, но все понимают, что не суть важно) введет революционное изменение в дело детско-школьного воспитания. Чуть ли не восстановит пионерию. Это уже объявлено официально на Всесоюзном педагогическом собрании его сопредседателем В.Ивановой.
Казалось бы, первый шаг к восстановлению привычного порядка. Хорош по подворотням колоться, даешь игру "Зарница"! Однако чтение статей и победных реляций на эту тему развеивает оптимизм.
Наверное — даже наверняка! — инициаторами воссоздания пионерской организации движут благие намерения. Но намерения намерениями, а что мы видим как первые реакции? Мы видим спущенную сверху директиву, дружный бюрократический отклик и соответствующую "отзвучку" в СМИ. Во широком диапазоне — от "одобрямс" официозных изданий до откровенного ерничества "свободной прессы".
"Московский комсомолец", например, объявил "конкурс названий" и признал за лучшее предложенное "неким мужчиной" — "Педроссия" (Поколение Единая Россия). Цитата из "МК": "Юные члены организации, по замыслу автора идеи, будут, соответственно, называться педроссиками или педроссятами". Найденное словцо-динамит журналисты явно намерены отжать досуха — последний репортаж на тему назывался "Что такое пионерия? "Педросстешь" — узнаешь". И можно не сомневаться, что "лингвоизыски" будут множиться.
А, собственно, почему это так? Дело-то вроде нужное?
Легче всего сказать, что необходимость восстановления единой детской организации давно назрела и, наконец, осознана "наверху". А брендующиеся через "комсомол" журналисты из "МК", не имея ничего святого за душой, возводят напраслину. Но, видимо, дело не только в этом. И не только в знакомой бюрократической ухватке, с которой единороссы взялись решать проблему. Дело в основополагающей лжи, пронизывающей все энергичные заявления насчет того, как у нас отныне запляшут лес и горы.
Ложь же в том, что высказывающиеся до потери сознания боятся сказать очевидное; никакая всеохватная детская организация не будет живой и действующей вне смысловой вертикали. То есть вне идеологии, едино пронизывающей, связывающей разновозрастные страты и отражающей общую цель общества. Если она есть.
А такой цели, как все понимают, нет. Но главное, сказать честно, что проблема в этом — нельзя, поскольку само слово идеология затабуировано; в доме повешенного не говорят о веревке! И начинаются фигуры умолчания, семантические уловки и прочие "ужимки и прыжки": ах, деятельность будет "исключительно культурологическая"!.. ох, что угодно, но не идеология!.. "политика в школах запрещена законом", так что вы не подумайте!..
Хорошо, не думаем. Запрещена. А что разрешено-то? Знакомясь с отчетами о прошедших повсеместно (от Иванова до заполярного Норильска) "предварительных мероприятиях", на которых "старшие товарищи" строили совместно с младшими и средними планы на будущее, видим, что самый ходовой тезис: "Вы наша смена, учитесь управлять, давайте-ка проведем конференцию (вариант — “круглый стол”, ролевую игру)". То есть видим тенденцию к бюрократизации еще не начатого дела.
Да и очень странное представление о смысле и целях строящегося детского движения видим тоже. Что не удивительно — ведь каждый отзывается на "зов трубы" в соответствии со своим пониманием проблемы и выговаривает, так сказать, "свое заветное". Ну, вот такое оно, понимание, у функционера. Беда только, что эту "заорганизованность" пионерработы мы уже проходили. В 70-х-80-х годах. И точно знаем, что дважды входить в одну и ту же (мертвую!) воду не следует.
Итак, идеология в новой пионерии не предполагается. А предполагаются организация досуга, изучение истории, краеведения, культуры, основ нравственности: ну там, спорт и т.д. Что ж, неплохо! И название планируют (в отличие от "МК") неплохое — "юные гагаринцы".
Казалось бы, надо приветствовать. "Гагаринцы" — это вроде адресация к истории? Ее, как было сказано, изучение? Ведь вряд ли речь пойдет о чем-то актуальном. Вряд ли предполагается таким способом готовить детей к возрождению российской науки и штурму новых горизонтов Космоса. Как-то из анализа нынешних школьных программ и разработок Минэкономразвития это не следует… Хотелось бы, чтобы следовало, но…
Тогда что, Гагарин как история, которую не отнять? А, собственно, почему не отнять? Ведь отнимали, и весьма сосредоточенно, в годы перестройки. Сколько было написано по поводу "проклятого космоса", который, дескать, жизнь нашу заел. Да и в адрес лично Гагарина много чего говорилось нелицеприятного. Такая пропагандистская кампания не может повториться? Да ну! Совсем недавно снова в прессе был материал о том, что Гагарин "так всех достал", что против него была организована диверсия, приведшая к гибели. Нет, на этот роток не накинешь платок!..
Культура… Основы нравственности… Вроде понятная вещь, что-то типа "Пионер — всем ребятам пример!". Однако оглянитесь по сторонам — вот реклама ТНТ, ею переполнена Москва. Она не просто похабна. Она дебильна, оскорбительна и похабна вместе. При взгляде на скотоподобные физиономии "звездной троицы" этого ТВ-канала и сопровождающую их надпись "Наша раша" возникает только одно недоумение: почему за это не подают в суд? А их недавно появившийся очередной рекламный "шедевр" ("Весеннее обострение" называется), недвусмысленно намекающий на перверсии..? Конечно же, он должен способствовать воспитанию детей и юношества в духе нравственности! А соседний рекламный щит, например, какого-то дамского журнала, — девичьи ножки и анонс: "Как плохо себя вести, чтобы жизнь удалась?" А?.. А?..
Так что же победит в деле воспитания: совокупный прессинг "сорвавшегося с резьбы" общества, или спущенная сверху разнарядка по созданию "воспитующей" организации? Вопрос, боюсь, риторический. Слишком много надо поменять в нынешней жизни, чтобы данное благое начинание не оказалось мертворожденным. Это как суп из топора. Решили создать нечто "пионероподобное" — извольте исправить всю патологию наличествующего. Трудно? Невозможно? Тут дело в "цене вопроса". Как ее ощущает общество. Если оно считает, что "так жить нельзя" — нельзя так растить детей — то решения могут найтись. И силы тоже. Если же все "тип-топ" — то вообще о чем речь?
А ведь некий позитивный прецедент, который стоило бы осмыслить, был. Назывался он, представьте, "создание пионерской организации". Произошло это в 1922 году, после того, как повсеместно стали возникать и множиться группы, "самостийно" организуемые педагогами (и не только), обеспокоенными послевоенной беспризорностью. Надо было что-то делать, и люди стали делать. Сами. Только потом Дзержинский подключился.
Когда смотришь на школьные фотографии той поры, в глаза бросается удивительная просветленность на лицах детей в галстуках. Да и на взрослых лицах тоже.
Понятно, что сравнение с 20-ми годами не слишком корректно — не те люди, не того типа разруха. Ведь, несмотря на понесенный в гражданской войне страшный урон, страна имела огромный запас "восходящих" ожиданий. И активные социальные группы, исполненные оптимизма и нацеленные в будущее, тоже имела. Сегодня этого нет и в помине.
Однако проблема детей в чем-то сходна. И жуткого масштаба беспризорностью сходство не ограничивается.
Когда страна рвет со сложившейся традицией, разрушаются и привычные структуры передачи ценностей — ведь сами ценности под вопросом! Возникает хаос и дальше — развилка. Либо в обществе находятся силы к новой структуризации, и тогда жизнь — пусть иная, но жизнь! — восстанавливается. Либо народ самоуничтожается.
Пока что мы движемся в русле худшего сценария. Мы имеем дело с регрессом социальности, с катастрофическим распадом всех необходимых структур общества на молекулы и далее. Это особенно понятно по тому, как не возникает — а могло бы, должно бы было возникнуть! — массовое движение по созданию тех или иных детских коммун (лагерей и т.д.). Именно тут должен был бы в первую очередь сработать защитный инстинкт социума.
Нельзя сказать, что подобных начинаний вовсе нет. Но их мало, и они тонут в общей, уже привычной инертности и беспомощности. В стране много умных, образованных (да еще и оказавшихся в одночасье не у дел!) людей старшего поколения. Вроде видят, что нечто непотребное происходит с их же детьми. Но нет, не объединяются, чтобы сопротивляться этому в каждом конкретном месте, где это происходит. А это происходит везде.
На деле же, чтобы заняться детьми, должны собраться всего несколько человек — и действительно этого захотеть. И сделать то, что нужно для преодоления препон. Но — СОБРАТЬСЯ, ЗАХОТЕТЬ И СДЕЛАТЬ. Если в стране есть хоть какой-то "пульс", то что-то начнет прорезаться и консолидироваться. Возможности Интернета позволяют наладить связи и обмен опытом (что, заметим, немаловажно во всяком "движении против течения").
Если же течение окажется благоприятным, то и слава Богу. Но уповать в этом деле на "инстанции" неверно. Выше было приведено несколько аргументов, почему. Главный же аргумент в том, что "исправление бытия" не может быть директивным. Живая ткань растет — снизу вверх — выстраивая смысловую вертикаль. А если она вознамерилась умирать, то все без толку.
До тех пор, пока мы сами не станем реально и каждодневно исправлять мир, в котором живем мы и наши дети — и который наших детей калечит — никакие "решения сверху" не помогут. Но времени для "исправления бытия" остается все меньше.
1.0x