Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 1 апреля 2008

О ЛЮБИМОЙ

НОМЕР 14 (750) ОТ 2 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Савва Ямщиков
О ЛЮБИМОЙ
Слово от Саввы
Министр культуры России Александр Соколов в связи с юбилеем наградил бывшую приму-балерину Мариинского театра Валентину Ганибалову Почётным знаком за высокие достижения в области искусства.
В тёплый июньский день, когда режиссер Кьюкор снимал в Павловске очередные сцены советско-американской киносказки "Синяя Птица", прима-балерина Кировского Валентина Ганибалова, исполнявшая роль Воды, шесть часов работала перед камерой, позабыв на время, что вечером ей предстоит танцевать партию Китри в "Дон-Кихоте". Даже сполна хлебнувшая "звёздной каторги" Элизабет Тейлор, когда мы заняли места в театральной ложе, спросила: "Неужели ей не страшно там сейчас, ведь мы так измотались на съёмках?" Когда же занавес опустился в последний раз, уставшая аплодировать кинодива шепнула: "Кажется, я мало роз заказала из Хельсинки. Она блистательна и неповторима".
Начинался же путь к вершинам танцевального мастерства в Ташкенте, где родилась будущая звезда.
"Закончив Ташкентское хореографическое училище, пережив тяжёлое землетрясение, я попала в Ленинград во время декады узбекского искусства". Посмотрев, как работает начинающая артистка, выдающаяся балерина Наталья Михайловна Дудинская сказала директору Вагановского училища: "Эта девочка должна учиться у меня"
Через год работы с Дудинской Валя вышла на прославленную Мариинскую сцену в главной партии балета "Пахита". За двадцать лет она станцевала героинь практически всех идущих в "Мариинке" балетов: "Лебединое озеро", "Жизель", "Дон-Кихот", "Легенда о любви", "Каменный цветок", "Корсар", "Горянка" и многих других. Постоянно стремившаяся к поиску новых путей в любимом творчестве, балерина создаёт небольшую труппу, для которой талантливый хореограф Игорь Чернышев ставит яркие и необычные для того времени композиции: "Ромео и Юлия" Берлиоза, "Болеро" Равеля и "Адажио" Альбинони. Взыскательные зрители Большого зала Ленинградской филармонии, Концертного зала имени П.И.Чайковского в Москве и других столичных площадок Советского Союза тепло приняли и полюбили новые формы творчества Ганибаловой. Я вспомнил тогда слова основоположника современного балета Касьяна Голейзовского, в семье которого прошли мои студенческие годы: "Я видел в классе Дудинской чудесную ташкентскую девочку и готов поклясться, что из неё получится уникальная балерина". В той "самостийной" труппе были заложены основы нынешнего "Балета Валентины Ганибаловой", где она выступает в роли хореографа и руководителя.
Поначалу в Кировском для Валентины всё складывалось если и трудно, то удачно. Она с успехом гастролировала в Испании, Англии, Франции; становилась любимицей требовательной ленинградской публики. Такое счастливое начало далеко не всем пришлось по душе. Но Валя умела не замечать проделки "доброжелателей", от природы обладая незаурядной стойкостью и выдержкой, позволяющей ей держаться над схваткой. Но опасность подстерегала её с самой актуальной для проживающей короткий век солистки балета стороны.
Кировский театр стал основным "поставщиком" своих звёзд для западных трупп. Сначала во Франции остался Рудольф Нуриев, затем в Англии "сбежала" Наталья Макарова и, наконец, член ЦК ВЛКСМ Михаил Барышников бросил на произвол судьбы свою влиятельную партнершу, депутата Верховного Совета СССР Ирину Колпакову. "На всякий случай" Ганибалову сделали невыездной. Театром тогда руководил Олег Виноградов. Оборотень, публично восхищавшийся некогда искусством Ганибаловой, блистательно исполнившей главную роль в его балете "Горянка", сделал всё, чтобы она и по сей день с содроганием вспоминала те времена. Но, оставаясь невыездной, балерина продолжала вдохновенно танцевать на родной сцене.
Она танцевала с самыми разными партнерами. Юрий Соловьев, Сергей Викулов, Борис Брегвадзе, Евгений Щербаков относились к Ганибаловой заботливо и внимательно, стараясь как можно изысканнее огранить драгоценный материал.
Валентина Ганибалова не растратила любви к искусству балета, и все свои знания, мастерство, умение находить современные формы отдаёт нынешней работе хореографа и постановщика спектаклей на самых различных сценах и площадках. Снявшись в "Синей птице" вместе с такими звёздами, как Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, она потом блестяще исполнила все балетные партии в фильме Эмиля Лотяну "Анна Павлова".
"Балетный театр Валентины Ганибаловой" показывал свои работы в Италии, Испании, Португалии, Панаме, Швеции, Германии. Недавно с успехом прошли спектакли "Лебединое озеро" и "Дон-Кихот", поставленные ею в старинном городе Сплите (Хорватия).
На мой вопрос, что бы Валентина Ганибалова хотела сделать в балете и в жизни за отпущенное Богом время, актриса сказала: "Хочу достойно прожить каждый день. У меня сейчас, слава Богу, голова не молодая, не запудренная вещами, которые только в молодости её занимают. Я смотрю на жизнь трезво, каждый день дорог, и я его без всякого героизма проживаю достойно. Если могу кому-то помочь, помогаю… Хочется как можно больше добрых вещей сделать, чтобы благие деяния перевесили ненужные. Для меня очень важно жить исключительно по большому счету".
Я слушаю умудренную опытом балерину, способного хореографа, свою жену и мать нашей дочери и вспоминаю, как Галина Сергеевна Уланова, очень ценившая Валю, приходила за кулисы во время её концертов в зале Чайковского, чтобы дать столь ценные советы, поправить костюм или прическу. А это дорогого стоит!
1.0x