Авторский блог Роман Нестеренко 03:00 1 апреля 2008

МЕГАМАШИНА

НОМЕР 14 (750) ОТ 2 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Роман Нестеренко
МЕГАМАШИНА

26 марта в Минтрансе России был подписан контракт между ЗАО "Инфраструктура" и фирмой "Herrenknecht AG" (Германия) на изготовление самой большой в мире машины для прокладки тоннелей. Механизированный тоннелепроходческий комплекс диаметром 19 м сможет за месяц строить 250-300 м тоннеля в два яруса, вмещающего четыре полосы автодороги и линию метро, либо три полосы в каждую сторону. Стоимость машины оценивается в 60-100 млн. евро в базовой комплектации, НДС и дополнительные усовершенствования могут добавить еще несколько десятков миллионов евро.
Официально цель контракта выглядит так — Herrenknecht построит механизм для Романа Абрамовича, который с его помощью намерен проникнуть на рынок инфраструктурных проектов и заработать миллиарды долларов на проектах в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Однако тут и возникают вопросы.
Herrenknecht — ведущий в мире изготовитель уникального горнопроходческого оборудования. До сих пор максимальный диаметр аналогичных комплексов составлял 15,5 метров. Машины, позволяющие прокладку тоннелей диаметром в 13-15 метров, используются в Шанхае, Мадриде, Гамбурге и Куала-Лумпуре. Механизм, заказанный для Абрамовича, будет на 35% больше в диаметре горнопроходческого щита "Крот" производства Herrenknecht, работавшего в проекте "Трансстроя" на проходке Лефортовского тоннеля, "Крот" имеет диаметр 14,2 метра. Проходческий комплекс диаметром 18 метров шесть-семь лет назад проектировался для Нью-Йорка в связи с планами проведения Олимпиады, но, проиграв конкурс, власти города отказались от его приобретения, и, стало быть, механизм чудовищного размера не был построен.
Теперь самый большой горнопроходческий комплекс в мире строят для использования на территории России.
Есть лишь одно "но" — по мнению большинства экспертов, этому монстру в той же Москве будет просто не развернуться. Сложная гидрологическая и геологическая обстановка, обширная сеть коммуникаций, разветвлённая сеть метро, да и существование более компактных проходческих машин у конкурентов, делают использование этого монстра в столице практически невозможным.
Высказываются предположения о том, что губернатор Чукотки готовится осуществить один из наиболее амбициозных проектов последних столетий — соединить Азию и Америку транспортным тоннелем под Беринговым проливом. Для таких грандиозных проектов новый щит подходит больше всего. К примеру, тоннель, соединяющий острова Хоккайдо и Хонсю, был построен с помощью куда как более скромной техники.
Вполне возможно, что новый щит будет использован для постройки тоннелей с материка на Сахалин, а с Сахалина — на японский остров Хоккайдо. По крайней мере, подобные проекты всерьёз рассматривались.
Cтановится понятным, что ясности в этом вопросе не добиться хотя бы потому, что подобные проекты способны поставить всё с ног на голову, и об их реализации будет объявлено в последнюю очередь.
Но есть и ещё один аспект проблемы — конспирологический. Как утверждают на Западе, в Российской Федерации сегодня ведётся сверхактивное строительство ряда объектов глубокого залегания — к объёктам такого рода относят, в частности, подземный город-убежище под горой Ямантау на Южном Урале.
Сопоставляя факты постройки Абрамовичем чуть ли ни целого флота яхт с завидной автономностью плавания, ежегодной майской высадки начальника ФСБ Патрушева на Эльбрус, а также очень странной экспедиции в Антарктиду, совсем недавно предпринятой последним совместно с министром транспорта РФ Игорем Левитиным (смотрите начало этой заметки. — Авт.), — практически в район предполагаемого нахождения легендарной Новой Швабии, заокеанские пикейные жилеты теряются в догадках: что бы это всё значило?
Наиболее смелые говорят о том, что вся Олимпиада в Сочи затеяна "для отвода глаз", а на самом-то деле основным объектом строительства будет колоссальное бомбоубежище на основе гигантских естественных пещер, проходящих под кряжем Кавказских гор. Дескать, такое строительство было начато ещё в советские годы в Абхазии, в Новом Афоне в рамках подготовки к неизбежной ядерной войне.
Но ведь это всё приятные мелочи по сравнению с тем, что на днях янки вынуждены были начать инвентаризацию всех своих ядерных боеприпасов — у них есть сомнения...
Мельбурн
1.0x