НОМЕР 14 (750) ОТ 2 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Евгений Ростиков
НА СВЯЗИ МИНСК
Ещё в сентябре прошлого года сейм Польши принял закон о так называемой карте поляка. Для властей Беларуси это стало своего рода неожиданностью, хотя еще в 90-х годах, начав работу над этим законом, Варшава её не особенно скрывала. Но кое-кто в Администрации президента был заинтересован ничего не замечать.
И вот в конце марта закон вступил в силу. Обладатель "карты поляка" будет теперь иметь право на льготных условиях получать многократную долгосрочную визу, без особого разрешения работать на территории Польши, заниматься наравне с польскими гражданами предпринимательской деятельностью и в первоочередном порядке претендовать на финансовые средства, выделяемые для поддержки поляков за границей. Для граждан Беларуси, особенно приграничных районов, все это жизненно важные факторы. Молодым же людям "карта поляка" позволит поступать в вузы на общих с гражданами Польши основаниях, претен- довать на стипендию и со скидкой путешествовать по железной дороге.
Для того, чтобы получить эту "карту", надо всего лишь на бытовом уровне владеть польским языком, иметь в родстве поляка или того, кто имел польское гражданство.
И хотя на подобные документы может претендовать любой гражданин бывшего Советского Союза, соответствующий вышеперечисленным критериям, в Беларуси поняли, что направлена эта "карта" прежде всего против неё. Ведь до 1939 года почти половина жителей республики, проживавших в оккупированной белополяками Западной Беларуси, имели гражданство Польши.
Лех Качиньски назвал этот закон "одним из важнейших законов, подготовленных правительством Республики Польши", наследницы довоенной второй Речи Посполитой. Подводя под него идеологическую платформу, президент высказался в том смысле, что польские власти всего лишь "выполняют свой долг по отношению к нескольким миллионам соотечественников, которые не по своей воле, а в результате послевоенного сдвига границ на Запад, оказались за границами родины". Но, несмотря "на сильное давление, поляки, населяющие территорию бывшего СССР, остались польскими патриотами". В США поляки — патриоты Америки, во Франции — французские патриоты, и только на постсоветском пространстве — Польши?!
Польша никогда особенно не скрывала своих претензий на "крэсы yсходнiя". Но "карта поляка" стала в этом отношении последним откровением для белорусов. Многие введение её расценили как своего рода способ создания в республике "пятой колонны", стремление расколоть общество по национальному и конфессиональному признаку. В Беларуси, не признающей двойного гражданства, эта карта моментально делает часть её жителей фактически гражданами иностранного государства. И часть эта весьма значительная… Согласно последней переписи, в республике проживает около 400 тысяч этнических поляков. По данным же польской статистики, их около миллиона. Словарь же Брокгауза и Эфрона трактует национальность по вероисповеданию. Сегодня число католиков в Беларуси приближается уже к четверти населения.
Если ещё в 2005 году, во время конфликта с Союзом поляков в Беларуси, Лукашенко, утверждавший, что "у нас нет поляков… Это люди по своему происхождению поляки, но это же наши граждане Беларуси". Но похоже, что введение "карты поляка", и особенно события в бывшей Югославии, её так называемой Косовский прецедент, заставили и белорусского Президента понять, что советская политическая болтовня о вечной многонациональной дружбе разных народов и пресловутая западная политкорректность в современных условиях не работает. Поляки, проживающие компактно в Гродненской, Брестской и части Витебской областях, могут действовать по уже обкатанной схеме: сначала добиться культурной автономии (и такие требования звучат), а затем, под пропагандистскую трескотню о правах человека и гонимой "полонии", потребовать референдума о присоединении этих белорусских земель к Польше.
Такого рода гипотетическое развитие событий, связанных с "польской картой" в Администрации президента, скорее всего, назовут досужим вымыслом, провокацией. Там предпочитают прятать голову в песок. Уже вступивший в силу закон одни теперь предлагают направить на независимую юридическую экспертизу, чтобы выяснить, соответствует ли он международным нормам, другие — ввести "белорусскую карту", которую распространять среди поляков. И никого не смущает тот факт, что во время последней переписи населения в Польше четверть миллиона этнических белорусов предпочли величать себя поляками…
Не удивлюсь, если, проведав о тех материальных льготах, что дарует "карта поляка", во время грядущей переписи уже в самой Беларуси часть её граждан назовет себя поляками. Рынок всё оправдает, всё спишет. Всё ли?
Если белорусская оппозиция считает, что Польша, играющая ведущую роль "в установлении сильных демократий в Восточной Европе", введением "карты поляка" многократно усилит давление на режим Лукашенко, то простые белорусы задают более жесткие вопросы: кто дал право Варшаве противопоставлять в чужой стране один народ другому? Почему одна из стран ЕС делает граждан Беларуси, этнических поляков, заложниками крайне опасных политических проектов?! Ведь реализация "карты поляка" может серьезно дестабилизировать межнациональные отношения в Беларуси, взорвать ситуацию в этом крайне важном регионе Европы.
1.0x