Авторский блог Юрий Сошин 03:00 25 марта 2008

АПОСТРОФ

НОМЕР 13 (749) ОТ 26 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Юрий Сошин
АПОСТРОФ

Константин Кудряшов. Спонтанный драйв! — М.: Green Book—Триумф, 2008, 304 с., (Серия "Новая позитивная проза").
Девяностые годы двадцатого века явились одним из самых тяжелых периодов всей российской истории. Эпоха всеобщего обнищания и обогащения избранных, общественного одичания, безза- кония и государственного безумия. Значение этого страшного периода еще до конца не осознано русским общественным сознанием, вольно или невольно, но все что связано с "черными 90-ми, вытесняется за грань осмысления в "когнитивную тень". Однако для нахождения новых путей существования и развития России, осмысление периода девяностых необходимо, и если на уровне научно-обществоведческого анализа этот процесс хоть как-то, но ведется, то на художественно-творческом уровне этот период российского бытия почти не осмыслен и не отображен, память об ужасе и безысходности всё еще сковывают творческие силы художников. Любое по-настоящему хорошее художественное произведение должно быть пропущено через душу художника, непосредственно вживавшегося в бытийственность "тяжких времен". И тем более оно ценно, если духовные впечатления свежи и непосредственны, если личное становление творческой личности совпадает с трагическими изломами эпохи. Суть рок-музыки как общественного явления с самого момента ее возникновения состояла в поиске духовной альтернативы, в попытках молодежи вырваться из вязких духовных и социальных пут обывательского бытия. Но если явление во "времена застоя" самобытной ветви отечественной культуры, за которым закрепилось именование "Русский рок", было порождено герметичной духовной атмосферой "развитого социализма", то "русский рок" 90-х порождался как вечной молодежной духовной неудовлетворенностью, так и отчаянием из-за почти мгновенно наступившей в России "эпохи беспредела". И если выросшие в душно-стерильном, но заботливо-патерналистском советском мире первые "звёзды" "русского рока" смогли хоть на короткий позднеперестроечный срок получить творческие дивиденды в виде славы и денег за все годы подполья, то к сменявшему их поколению "долгожданная свобода" пришла лишь в виде спирта "Роял", плохого качества турецких кожаных курток и незапрещаемых уже, но неоплачиваемых рок-концертов в сырых подвалах вузовских общаг. Константин Кудряшов в своем романе описал особую духовную атмосферу, особый язык и накал бытия, особый "аромат эпохи" девяностых годов — всё то, что в рок-культуре принято именовать ёмким словом — "драйв". В судьбе героя "Спонтанного драйва" показано, как сквозь страшную духовную коросту всеобщего одичания прорастает росток духовно-творческого порыва, как, пройдя через горнило нищеты, алкоголизма, наркотиков, дешевой популярности и подлинной любви, герой находит силы к высшей творческой самореализации. Однако роман Кудряшов закончил на достаточно тревожной и трагической ноте пессимистичной неопределенности будущего главного героя. Какова его судьба, будет ли он жив как творческая личность, да и просто физически жив, остается неясным. "Спонтанный драйв" в чём-то провокативен и неровен. Но со страниц написанной сочным и красивым языком книги веет искренней болью и радостью, она порой вызывает даже своеобразную ностальгию по трагическим временам индивидуально-всеобщего бытийного накала недавнего "смутного времени". Книга Константина Кудряшова во многом автобиографична, история героя — это и личная история автора. Кудряшов прекрасно показал человеческий материал, из которого в "постдевяностые" уже формировались современный российский "псевдосредний класс" и "офисный планктон" и полупринудительно отправлялся в неизбежно серое псевдобуржуазное бытие.
Жизнь автора романа также "вполне удалась". Но, являясь одним из ведущих журналистов крупной благопристойной газеты, историком-москвоведом и известным спортсменом- конником, Константин Кудряшов до сих пор возглавляет одну из самых оригинальных и интересных групп российского интеллектуального панк-рока — "Наркомат", чье творчество можно определить как "вопль отчаянья принудительно сформированного российского среднего класса". "Спонтанный драйв" Константина Кудряшова — это летопись целого поколения, книга должна занять достойное место, например, рядом с "Кайфом" Владимира Рекшана. Она уникальна, являясь единственным на данный момент литературным отображением истории русского рок-андеграунда особой эпохи девяностых годов. Но ценность романа нельзя сводить только к отображению жизни культурно-андеграундной части российского общества.
Роман "Спонтанный драйв" является гораздо более значимым. Ведь вопрос о том, как удалось российскому обществу, пройдя через ад девяностых, сохранить здоровое духовно-нравственное и общественно-бытийственное начало, во многом до сих пор остается открытым. Многие мыслители апеллируют чуть ли не к божественному вмешательству и чуду. Роман Константина Кудряшева в этом плане способен в чем-то "пролить свет" на решение данного вопроса. Он является неоценимым, документально достоверным и психологически точным памятником эпохе 90-х годов, сильным и глубоким, в лучшем смысле традиционным произведением русской литературы.
1.0x