НОМЕР 13 (749) ОТ 26 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Евгений Ростиков
НА СВЯЗИ МИНСК
В середине марта, не дождавшись освобождения всех заключенных, и прежде всего экс-кандидата в президенты Александра Козулина, США объявили о введении новых санкций в отношении крупнейшего белорусского концерна "Белнефтехим", который объединяет около 80 предприятий. Под ударом оказалось более трети промышленного производства и половина экспорта республики.
Собственно, о введении этих санкций в Беларуси знали еще в ноябре прошлого года, когда по распоряжению Буша США заморозили имущество и счета "Белнефтехима". Но тогда белорусские власти предпочли над этим только посмеяться, посчитав, что под санкции подпадают суммы в пределах нескольких тысяч долларов. Теперь, после введения дополнительных мер, замораживаются все находящиеся под юрисдик- цией США банковские счета концерна и его представительств в Латвии, Украине, Китае, а также дочерней американской компании "Белнефтехим Ю-Эс-Эй".
Нефтехимический комплекс республики лишается более миллиарда долларов. А если учесть, что еще в июне 2007 года в результате деятельности "независимых" белорусских профсоюзов, которые активно поддержал МОТ, вступило в силу решение Евросоюза о временном исключении Беларуси из числа стран-бенефициаров Генеральной системы преференций, что повлекло за собой ежегодный ущерб до 400 млн. евро (а косвенные убытки составят еще миллиард), то можно представить, какой по Батьке, а точнее по экономике Беларуси, наносится скоординированный, жесткий удар.
Казалось, президент пошел на попятную и стал выполнять те "12 условий"-ультиматумов, которые еще в конце 2006 года выдвинул Запад для нормализации отношений с Беларусью. Лукашенко выпустил из тюрем ряд заключенных, не стал особенно препятствовать оппозиции болтаться по главному минскому проспекту. Некоторые работники Администрации президента и прочие близкие к ней деятели поспешили на неофициальные встречи с третьесортными западными эмиссарами, где вовсю рассказывали о своих заслугах "в деле демократизации страны", попутно выторговывая себе "реальные гарантии". Шефа они давно готовы сдать хоть в Гаагу, хоть на съеденье людоедам.
Но главную скрипку в этой "конструктивной перестройке" играют батькины идеологи. Практически закончив в беларусских СМИ зачистку "пророссийского элемента", они спешно убрали со страниц газет какую бы то ни было критику Запада и почти открыто повели пропаганду о "выгодах" вступления Беларуси в Евросоюз и НАТО. Пока исполнители этой "хитрой" программы ждали награды, Батька искренне удивлялся, что ЕС и США "не делают шагов навстречу".
Но Запад считал и считает, что выдвинутые им "12 условий" по-прежнему надлежащим образом не исполняются. В конце концов, даже Лукашенко вынужден был понять, что за обнародованными западными условиями скрывается еще одно. И это тринадцатое не афишированное условие является главным.
Оно требует ни много ни мало отстранения от власти ныне действующего белорусского президента. А "12 условий" — только ступени на этом "цивилизованном пути", по которому должна идти Беларусь.
Накануне Нового года посол США Карен Стюарт, напомнив о санкциях, пригрозила усилить давление на республику. В ответ Лукашенко пообещал "вышвырнуть" ее из страны. Такого рода обмен "любезностями" не мог закончиться добром.
И вот санкции стали реальностью. Как глас вопиющего прозвучала аппеляция Беларуси к ОБСЕ, ее напомнание, что страны, подписавшие Хельсинский заключительный акт, взяли на себя обязательства "при всех обстоятельствах воздерживаться от любого акта экономического принуждения". Одновременно МИД Беларуси поставил в известность генсека ООН Пан Ги Муна о введенных против республики санкциях, предупредив, что ответные шаги, конечно же, "будут носить жесткий характер". Не думаю, что в этом новом конфликте с США Лукашенко рассчитывает на поддержку России, но явно, что все эти его резкие телодвижения не вызывают восторга в Москве.
Беларусь отозвала из Вашингтона "для консультаций" своего посла, одновременно предложив Стюарт покинуть Минск. Госдеп заявил, что, несмотря на "настоятельные рекомендации белорусских властей", американский посол останется в Беларуси. После повторных "рекомендаций" белорусского МИДа Стюарт предпочла все-таки уехать из республики.
Не думаю, что Беларусь рискнет пойти на разрыв дипломатических отношений с США. Более того, уже не трудно предугадать, как Лукашенко поступит дальше. Будет продолжена торговля с Западом по каждому из 12 выдвинутых ультиматумов. На некоторые уступки президент Беларуси всё-таки вынужден будет пойти. После долгих препирательств, конечно же, выпустят на свободу Козулина. Снимут некоторые преграды на пути независимых профсоюзов. Возможно, отменят смертную казнь. И, будто в пику "демократической России", уже сегодня объявлено, что на парламентские выборы в Беларуси международные наблюдатели могут приезжать когда угодно и в любом заявленном ими количестве. То, что эти "наблюдатели", как всегда, объявят белорусские выборы несправедливыми и недемократическими, сейчас никого не волнует. Ведь выборы состоятся осенью. А так далеко власти не желают заглядывать.
Сегодня перед президентом Беларуси стоит одна тактическая задача — выживание его власти. Но способен ли он вести государство в сложившихся новых внешнеполитических и экономических условиях, и как долго позволят ему это делать, большой вопрос. И самое печальное, что всё здесь теперь зависит не от внешних, а от внутренних факторов.
1.0x