Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 11 марта 2008

ВОЗВРАЩЕНИЕ СИМВОЛОВ ВЕРЫ

НОМЕР 11 (747) ОТ 12 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Савва Ямщиков
ВОЗВРАЩЕНИЕ СИМВОЛОВ ВЕРЫ

В священных стенах Третьяковской галереи, в залах церкви Николы в Толмачах "Частный музей Русской Иконы" и Благотворительный фонд П.М. Третьякова открыли выставку "Возвращенное достояние".
Несколько лет назад довелось мне принимать участие в торжественном мероприятии, посвященном передаче в Ярославский музей-заповедник икон 17 века. Похищенные в своё время из церкви Рождества Христова, долго странствовали ярославские святыни в чужеземстве, пока не купил их в одном из немецких магазинов наш предприниматель Владимир Рощин. Узнав случайно, что приобретённые им иконы давно находятся в международном розыске, новый владелец, руководствуясь исключительно доброй волей, поступил, как подобает подлинному меценату, ставящему на первое место заботу о сохранении культурного наследия своего Отечества. Музейные работники Ярославля, так много сделавшие в атеистические времена для спасения иконописных реликвий, но не всегда способные противостоять организованным преступникам, грабившим церкви и частные дома, от всего сердца поклонились в ноги Владимиру Рощину, щедротами которого удалось восстановить иконописный ансамбль старого храма.
История другого возвращения в Россию иконописных древностей, в которой мне случайно довелось участвовать как эксперту, в корне отличается от рощинской благотворительности. Группа людей, тем или иным образом связанных с иконным бизнесом (к сожалению, такой способ наживы продолжает занимать свою нишу в торговле художественными ценностями), объединилась вокруг случайной коллекции икон, вывезенных в своё время контрабандным способом на Запад. К снятой по разным причинам с аукционных торгов паре сотен досок 16-18 веков был приложен десяток церковных древностей, датируемых эпохой раннего христианства и расцвета византийского искусства. Когда я делал предварительное описание коллекции по цветным ксерокопиям, представленным мне в Лондоне, то с грустью узнавал на многих отпечатках иконы, проходившие через руки моих коллег-реставраторов, раскрывавших их от поздних записей. Отдельные житийные образа для удобства транспортировки распиливались в Москве торговцами на мелкие фрагменты, а перед сдачей на комиссию монтировались западными "умельцами". Показывал я полный каталог фотографий продаваемой коллекции тогдашнему руководству Верховного Совета РФ — председателю Президиума Р.Хасбулатову и председателю Комитета по культуре Ф.Поленову. Мне казалось, что раннехристианские предметы существенно дополнят собрание Музея изобрази- тельных искусств им. А.С.Пушкина, а остальные могут быть распределены между провинциальными галереями, где иконописные разделы отсутствуют вообще или слабо укомплектованы. Но к Дому Советов вскоре подтянулись "доблестные" войска свердловского Верховного командующего, и о выморочной коллекции пришлось забыть. Через некоторое время мне снова предложили принять участие в её возврате на Родину совсем другие люди, но, услышав, что за этой сделкой стоят янычары ельцинской камарильи, я, как говорится, умыл руки, ибо не приемлю римский постулат об отсутствии тлетворного запаха денег. Кстати, я не знаю, куда подевалось то собрание и стены каких музеев украшают его экспонаты.
Работая несколько лет в Советском фонде культуры, являясь членом его Президиума, кроме других обязанностей, я с огромным удовольствием принимал участие в программе "Возвращение". Горжусь, что удалось тогда способствовать привозу в Россию редких памятников отечественного искусства. Но к гордости этой примешиваются горечь и переживание за чётко разработанные, но сорванные планы возврата домой творческого наследия Зинаиды Серебряковой, Фёдора Стравинского, Бориса Григорьева, Михаила Вербова и других художественных ценностей. Не вписался я в круг фаворитов назначенного на должность "совести нации" фондовского Президента Д.Лихачёва, и под разными предлогами, с помощью своих клевретов, поспособствовал он распродаже на западных аукционах вышеуказанных собраний, помеченных к отправке в Россию.
Я мог бы рассказать о других историях и судьбах, связанных с бытованием отечественных художественных ценностей в разных уголках планеты. Но сегодня мне хочется всячески приветствовать инициативу сотрудников "Частного музея Русской иконы" во главе с его хозяином Михаилом Абрамовым по устройству в священных стенах Государственной Третьяковской галереи выставки "Возвращённое достояние". Меня не смущает вынесенное в заголовок слово "достояние", хотя я предвижу скепсис отдельных специалистов, считающих иконы 18-19 веков — основной костяк нынешней экспозиции, — не заслуживающими внимания собирателей, а тем паче музейных хранителей. Признаюсь, что в студенческие годы я и мои однокашники, находясь под могучим влиянием глубоко ценимого нами блестящего учёного В.Н.Лазарева, все иконы, написанные позже 15 века, ёрнически называли "частушками". Но на то она и молодость, чтобы "парить поверх барьеров". А уже лет через десять, когда мне посчастливилось продолжить дело безвременно ушедшего из жизни искусствове- да-реставратора Николая Кишилова и организовать в музее имени Андрея Рублёва подготовленную им выставку "Русская живопись 17-18 веков. Из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва", я написал во вступлении к её каталогу: "Мастера изобразительного искусства Древней Руси последовательно придерживались незыблемых канонов, продиктованных содержанием христианской религии. Отвлечённо-пластическая система иконописи исключала всяческую возможность конкретизации изображаемого события, не допускала каких-либо поисков портретного сходства. Находя самые разнообразные решения, в рамках строгих канонов древнерусские живописцы достигали абсолютного совершенства формы и чистоты стиля. Накопленное в течение столетий мастерство и профессиональное умение не могли исчезнуть бесследно. Живописцы 17-19 веков, освоившие навыки "парусного письма", художники петровского и более позднего времени постоянно черпали из неиссякаемого родника иконописного искусства, сознательно или несознательно заимствуя всё лучшее, что было создано его талантливыми мастерами". А совсем недавно вместе с сотрудниками Третьяковской галереи Надеждой Бекенёвой и Валентиной Ухановой, готовя фундаментальный альбом "Цвет неувядаемый. Музей-собрание икон Пресвятой Богородицы", в очередной раз убедился я, что и в начале двадцатого даже столетия писались иконы, наполненные Божественным Духом, проникнутые верой и отмеченные печатью незаурядного мастерства их творцов.
Приобретённые у различных владельцев на Западе и возвращённые в Россию старанием хозяина "Частного музея Русской иконы" Михаила Абрамова; в высшей мере реномированным коллекционером и знатоком Михаилом Елизаветиным и собирателем Сергеем Ходорковским, иконы в основном датируются 18 и началом 19 веков, что ни в коем случае не умаляет историко-художественной ценности вновь оказавшихся в родных стенах столь дорогих нашим сердцам символов веры. Полный годовой набор "Миней", принадлежащих М.Елизаветину, отличается превосходной сохранностью и, безусловно, пополняет отечественное собрание столь редко встречающимся целостным комплектом своеобразного живописного календаря. Написанный, скорее всего, на Костромской земле в конце 17 века "Праздничный ряд" из десяти икон, принадлежащий теперь "Частному музею Русской иконы", радует глаз индивидуальным иконописным почерком и лаконичностью художественной манеры.
Украшением выставки, безусловно, являются древние иконописные образцы, восходящие к 15-16 векам. "Рождество Христово с избранными святыми", "Богоматерь Коневская с избранными святыми", ждущие тщательного изучения "Царские врата", возможно, написанные в 14 веке, редкие образчики византийского прикладного искусства 7-9 веков относятся к самым удачным приобретениям Михаила Абрамова и его сотрудников. Никогда не опускающий заданную планку качества и неповторимости собираемых произведений иконописи Михаил Елизаветин по праву может гордиться классическим вариантом "Богоматери Грузинской", скорее всего, принадлежащим кисти новгородского мастера конца 15 века. Как любил повторять один из крупнейших собирателей русского искусства, "музейщик №1" В.А.Пушкарёв, от елизаветинского "Введения во храм" "музеем за версту пахнет".
Не один десяток больших и малых выставок древнерусского искусства довелось мне собрать и показать людям. Каждая из них по-своему дорога и близка мне. И сегодня я испытываю чувство радости и гордости за тех людей, которые не только вернули в Россию ценные сокровища, но и делятся своими приобретениями со всеми, кому не безразличны русская культура и её древняя иконопись.
1.0x