НОМЕР 11 (747) ОТ 12 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Загатин
ПРОГОН НА ТАГАНКЕ
История одной запрещённой и незарегистрированной в России партии богата примерами судебного преследования. По приблизительным подсчётам, более 140 членов этого "экстремисткого" объединения прошли через тюрьмы и лагеря. Разные срока, разные обвинения — но привкус абсурда одинаков: колоссальная государственная машина на полном серъёзе воюет с детьми. По степени неадекватности эти действия схожи с расстрелом Национальной гвардией демонстрации хиппи в Беркли в 1968 году или же с показательным смертоубийством пресловутого чижика новым генерал-губернатором из сатиры Салтыкова-Щедрина. В самом деле, за всю историю существования своей, официально признаной экстремисткой, организации, люди, именующие себя "нацболами", не удосужились даже организовать самый захудалый теракт. Хотя нет, запамятовал, — была "попытка" взорвать белгородского губернатора посредством двух кусков хозяйственного мыла и сломанного будильника.
Однако процесс, проходящий сейчас в Таганском суде по так называемому "Таганскому делу" (о "хулиганстве" или о "самообороне" возле Таганского же суда), в случае вынесения судом обвинительного приговора, можно будет смело приравнять к кафкианской фантасмагории и абсурдистким пьесам Ионеско.
13 апреля 2006 года ряд средств массовой информации сообшили о нападении хулиганов на лидера так называемых "нацболов" — писателя Эдурда Лимонова. Сообщалось, что сопровождавшие писателя лица отразили нападение и совместно с милицией задержали пятерых хулиганов.
В марте 2008 года эти пятеро хулиганов проходят по "Таганскому делу" как потерпевшие.
Метаморфоза сия любому незаинтересованному человеку со стороны должна показаться по крайней мере странной. Однако странности в деле никакой — очевидный политический заказ. Иначе никак не обьяснить тот факт, что семеро "нацболов", отбившиеся от сорока хулиганов, вооруженных травматическим оружием, камнями и бутылками, оказались на скамье подсудимых. Заметим, что 13 апреля у сотрудников милиции, задержавших хулиганов (предположительно — из прокремлёвского движения "Местные") не было сомнений в том, что именно они являются зачинщиками драки. По крайней мере, согласно оглашенным в судебном заседании его показаниям на следствии, сотрудники милиции задержали в тот день у здания Таганского суда 5 человек — Лексаков, Захаров, Горюнов, Симунин, Морозов. Каждый из них был доставлен к мировому судье за то, что "учинил драку, вел себя вызывающе, нарушал общественный порядок".
Повторюсь, нынче все вышеперечисленные лица, задержанные на месте преступления, почему-то выступают в роли потерпевших, а граждане, на которых было совершено нападение, обвиняются в совершении преступления по ст. 213 части 2 УК РФ.
Казалось бы, после установления подобных фактов, а в особенности после просмотра видеозаписей, произведенных камерами наружного наблюдения Таганского суда, которые однозначно доказывают, что нападение и хулиганские действия были совершены т.н. "потерпевшими", прокурор должен отказаться от обвинения.
Однако абсурд продолжается. 4 марта представитель обвинения запросил три года общего режима для Макарова, три с половиной года общего режима для Боровской и Елизарова, четыре года для Попкова, Магомедова и Титова и пять лет — для Медведева. При этом миловидная женщина-прокурор просила учесть отсутствие судимости у каждого из подсудимых, положительные характеристики, а у Алексея Макарова несовершеннолетний возраст. Не это ли называется лицемерием?
Выступивший в прениях адвокат Орлов заявил о том, что сроки, запрошенные прокурором, должны быть применены к напавшим на нацболов хулиганам, а не к подсудимым. "Обвинение поставило все с ног на голову и выступает в роли защитника истинных преступников", — подчеркнул он. Орлов рассказал, что его подзащитный Владимир Титов обвиняется в том, что совершил нападение в составе организованной группы. Между тем, по словам адвоката, следствие даже не пыталось доказать, что Титов был членом какой-либо организованной группы, и доказательств этому нет. "Вся вина подсудимых заключается в том, что они имели свое мнение и не боялись его высказывать", — сказал Орлов.
Адвокат Сергея Медведева Степанов заявил о том, что в деле нет никакого состава для статьи "Хулиганство". Кроме того, он подчеркнул, что нет никаких реальных доказательств и для статьи Медведева о причинении вреда средней тяжести потерпевшему Попову, так как вызывает сомнение достоверность предоставленной им медицинской справки. "Стоит обратить внимание, что потерпевший "ребенок" Попов наврал своим родителям и учителям, что идет в школу, а сам пошел "пивка попить" и яйцами покидаться у здания суда", — заявил адвокат.
По словам адвоката Тарасова, в Таганском деле "имеет место не хулиганство, а столкновение 2 политических оппонентов: с одной стороны, легальная оппозиция, с другой стороны, пропрезидентская молодежь, которая решила расправиться с оппонентами с помощью яиц". Он напомнил, что в течение 2005-2006 годов было совершено 44 нападения в 18 регионах на нацболов. "Поведение подсудимых совершенно оправданно и адекватно, так как неизвестно, чем бы закончилось это нападение", — подчеркнул он.
В свою очередь адвокат Дмитрий Аграновский, осуществляющий защиту Романа Попкова, Алексея Макарова и Дмитрия Елизарова, просил оправдать подзащитных полностью, мотивируя свою позицию тем, что "...в судебном заседании однозначно установлено, что зачинщиками и инициаторами конфликта стала именно организованная группа, напавшая на Савенко Э.В., Попкова Р.А., Макарова А.Б., Елизарова Д.В. и других граждан, пришедших 13.04.2006 на заседание Таганского суда по иску к ФРС, а ответные действия Попкова Р.А., Макарова А.Б., Елизарова Д.В. и других подсудимых были направлены лишь на пресечение противоправных действий этой группы. При этом, с учетом количества нападавших, из возраста, внешнего облика и социального состава, который мог быть установлен визуально, а также предыдущих жестоких и кровавых нападений на членов оппозиционных организаций, в частности, Национал-Большевистской партии, полагаю, что эти действия были полностью адекватны сложившейся ситуации и не превышали пределов необходимой обороны."
Эмоционально выступила мать одного из обвиняемых, Алексея Макарова: "Сегодня вы посадите этих невиновных ребят, в том числе моего сына. А завтра вы поведете ребенка в школу, и случится "Беслан". Вы пойдете в театр, и случится "Норд-Ост". Ваш ребенок пойдет в армию, и вернется солдат Сычев. К кому вы будете обращаться, если партия нацболов запрещена, а сами они сидят? К этим свидетелям и потерпевшим, которым все равно, в кого кидаться яйцами и камнями?".
Судье Ивановой предстоит нелёгкий выбор — между плановым абсурдом и соблюдением духа и буквы закона.
Будем надеяться.
1.0x