Авторский блог Письма в Редакцию 03:00 4 марта 2008

Телевидение, ты чьё?

Это письмо мы не адресуем кому-либо из властей предержащих в России. Посланий к Президенту, обращений в Правительство, призывов к министрам, буквально молящих об освобождении телевизионных экранов от присутствия лиц, неспособных и недостойных нести в массы знания и подлинную культуру направлено за последние годы более, чем достаточно, а количество подписавшихся — представителей самых различных профессий — перевалило за тысячи. Мы просто обращаемся ко всем здравомыслящим соотечественникам с просьбой разделить нашу тревогу, вызванную засильем одних и тех же персон, постоянно занимающих телеэфир, а заодно и радиостанции, и отражающих лишь собственное представление об изобразительном искусстве, литературе, музыке, театре и других областях культуры — представления, которое преподносится как либерально-демократическое и суперсовременное. На самом деле оно почти по-диктаторски исключает иные взгляды и точки зрения, не давая высказаться даже общепризнанным авторитетам в области духовного воспитания и просветительства.

Перенести на бумагу постоянно волнующее нас засилье тлетворных "телегероев-демократов" подтолкнула недавняя передача "Национальный интерес", посвящённая фильму о гибели Византийской империи, участники которой, призвали, в конце концов, предоставлять эфирное время людям, практически задействованным в трудном процессе возрождения и становления государственности поруганной России.

Сколько скверных слов сказано о самых светлых, сокровенных, столь дорогих российским гражданам культурных ценностях и моральных устоях в бесконечно показываемой на канале "Культура" убого-правокационной передаче шоумена Швыдкого, кстати, заодно поруливающего министерствами и ведомствами, отвечающими за конкретные судьбы этой самой культуры. Одно название уже набившей оскомину программы "Культурная революция", заставляющее вспомнить о таких душителях прогресса, какими были Ленин с Троцким или "дедушка Мао", вызывает чувство брезгливости и стыда за ниже пояса опущенный уровень культуры доктора искусствоведения Швыдкого. Кстати, один из его коллег, отвечавших за духовное воспитание нации, при слове "культура" хватавшийся за пистолет, тоже звался доктором. Стыдно даже перечислять наиболее эпатажные названия выпусков балаганного шоу: "Музеи — кладбище культуры", "Пушкин устарел", "Русский язык без мата немыслим", "Быть нищим позорно", "Русский фашизм страшнее немецкого". А чего стоит расхристанная вакханалия о российском сексе, где бескомплексная Маша Распутина, этакий "один в поле воин", стыдила похотливых сексопатологов преклонного возраста, пожирающих жадными взглядами сию соблазнительную Сусанну. И заметьте, певица выиграла за явным преимуществом у "доцентов с кандидатами", уличив их в шокирующей вульгарности и извращённости. Передачи "великого кормчего" становятся всё скучнее и пошлее: в них участвуют, как правило, одни и теже персонажи, которых хлебом не корми, дай только друг перед другом пооттопыриваться и зрителя опустить.

Но одной "Культурной революции" Швыдкому маловато. Чиновничья — основная работа — подождёт. Пусть другие "кричат и корчатся", когда сотнями рушатся бесценные памятники истории и культуры; города унаваживаются бесконечными уродливыми образчиками монументальной пропаганды, варганящимися на скорую и далеко не чистую руку доморощенными "буонаротти" и "мартосами". Швыдкому, главное, поддержать морально и материально диверсантов, снимающих фильмы, подобные насквозь пролживленным "Сволочам", попадающие под статьи уголовного кодекса. Щедрой рукой отоваривает он из государственного кошелька изобилующие гениталиями, фекалиями, сосульками из мочи, "целующимися милиционерами" и прочей нечистью московские биеннале. Всё больше и больше миллиардов просит сей чиновник на реконструкцию Большого театра, чтобы потом ставить на его сцене "Детей Розенталя", дурно пахнущие варианты "Евгения Онегина", дабы не отстать от суперпошлых серебрянниковских "голых пионерок ", "антош с клёпами" или похабно препарированных Фокиным гоголевских "Ревизора" и "Женитьбы". Не удалось изворотливому проныре "безвозмездно" вернуть немцам "Бременскую коллекцию" — не беда! Компенсируем упущенный навар, выступая почти на всех телеканалах. Часами станем чесать языки на кухонных посиделках рубрики "Театр + ТВ", смакуя несмешные анекдоты, копаясь в мелких подробностях околоартистической жизни или варварски гогоча с несостоявшимся интеллектуалом — творцом растленной "Ассы" мэтром Соловьёвым над святая святых отечественной культуры — балетом "Жизель". Дошло до того, что Швыдкой стал петь в эфире, да так, что остановить невозможно. Мы ничего против любви к вокалу не имеем, особенно когда этим "страдают", скажем, Хворостовский с Нетребко. Радовать людей отпущенным Богом талантом — их призвание. Им за это деньги платят заслуженные. Но когда распоясавшемуся, вертлявому шоу-министру отслюнивают из кармана налогоплательщиков, то тут уже жареным попахивает. Считается, правда, будто деньги не должны пахнуть, а потому наш постмодернистский "чичиков" перепархивает из программы в программу. Глядишь, скоро и в Ксюшином "Доме-2" оттянется. А чё? Ничё, ибо своя рука владыка, да и дружки закадычные, хозяйничающие на ТВ, "продюсеру" жёсткого порно, где главный герой, похож на генпрокурора, показанного, когда дети не спят, с голоду умереть не дадут.

Вторым после Швыдкого "культурным", как сейчас любят выражаться, брендом российского телевидения, безусловно, следует считать, почему-то именующего себя писателем Виктора Ерофеева. Апокрифические камлания серого, профессионально беспомощного ди-джея канала "Культура", подаются на десерт, после того, как потенциальные зрители отужинали. Зато уникальные рассказы о созидателях, вписавших славные страницы в историческую летопись, или очаровательные "Письма из провинции" демонстрируются утром или днём, когда трудящееся население служит. Да и в это время умудряются втиснуть повторы витюшиной говорильни. Хотел оговориться "старых баб", но нет — у него, помимо преклонного возраста "знатоков" Достоевского или Булгакова, а также непременных фанатов Кафки с Джойсом, гляди, сколько молодых и продвинутых ищут сермяжной правды постмодерна. Неужели начитавшись дурно пахнущих порноматерных книжонок Ерофеева, и впрямь стремятся они припасть к груди гробокопателя всей русской литературы — от Пушкина с Гоголем до Твардовского с Носовым. Что, однако, спрашивать с молодёжи, если Ерофеев, как и Швыдкой, востребован почти всеми каналами. Он и у Познера самая главная "свежая голова", у Соловьёва желанный дуэлянт и частенько званный гость "Воскресного часа". Куда ни глянь — всюду через губу цедящая дешёвенькие, но вредные сентенции этакая престарелая Кассандра. Французские власти за аморальные сочинения даже орденком шустречка побаловали, забыв, какие известные всему миру титаны творили и творят русскую словесность.

Третий из "просветителей", занявших программные ниши на канале "Культура" — господин Архангельский. Его, в отличие от безбашенных Швыдкого с Ерофеевым, голыми руками не взять. Тонкая штучка, как говорится, "хитёр бобёр". Один из добрых, простодушных наших единомышленников приветствовал появление Архангельского на пропагандистской сцене восторженными прямо словами: "Какой православный журналист, друзья мои, в "Известиях" пишет!". Кается нынче в поспешной горячности, когда слышит, как "тем временем" неудачная копия д`Артаньяна вместе с "мушкетёрами" своей только роты, которым православные "гвардейцы" хуже горькой редьки, призывает рассматривать русскую веру и культуру, так, как она видится ненавидящему нашего Бога нобелисту Гинзбургу и другим борцам с преподаванием в школах основ православной культуры.

Люди, более или менее регулярно следящие за тем, что творится на "родном" телевидении, могут в ответ на наши сетования о его культурном составляющем, задать встречный вопрос: "Чего ждать от этих, на вторых ролях числящихся персон, если политическими диверсиями и борьбой с государственными устоями России на "самом первом канале" доверено заниматься г-ну Познеру?". Причины этого из ряда вон выходящего прецедента могут, нам кажется, объяснить лишь высшие властные структуры или следственные органы. Человека, всю сознательную жизнь верой и правдой служившего пропагандистской клике "10-го подъезда" на Старой площади, поносившего мировой, а особливо американский империализм почём зря, с приходом Горбачёва и Ельцина, подобно юркому хамелеону, сдавшего своих прежних кумиров, но только не заказчиков типа Яковлева или Пономарёва, ставшего певцом доллара и Бжезинского, впору показывать в цирке, или, на худой конец, в зоопарке. Но попробуйте сказать об этом г-ну Эрнсту или его кураторам. Когда видишь, как вместе с постоянными сидельцами познеровского круглого стола — самыми восторженными почитателями его родины — американской "империи зла" — кобринскими, сатаровыми, радзиховскими, ясиными, хакамадами, смеховыми и не счесть им числа, ловишь себя на мысли, а не тонкая ли это провокация. Может, Познер на самом деле работает на Россию и как высокопрофессиональный резидент разоблачает виновных в том, что на нашем дворе "такие нынче времена"? Может, г-н Соловьёв, автор "апокрифического евангелия", пользуясь услугами судей в передаче "К барьеру!", чьё мнение всегда расходится с результатами народного голосования и доводами секундантов победителя, даже если разница в счёте зашкаливает за десятки тысяч очков, блефует во имя истинного решения проблемы? Может, посмеивается он над своими постоянными щелкунчиками — пустобрёхами веллерами, починками, жириновскими и митрофановыми?

Но, если перестать гадать на кофейной гуще и подумать о двухстороннем движении на демократической улице, то невольно задаёшься вопросом, почему российское медиа-пространство либо полностью закрыто для лиц, думающих иначе, чем любимцы Эрнста и других "дежурных по стране", либо доступ на экран для них жёстко ограничен. Не пора ли предоставить эфир тем, кто России "строить и жить помогает”, а не охаивает разумные начинания её руководителей, как это делают штатные очернители, получая за свою подрывную работу немалые материальные блага, бесконечные призы, премии и ордена с медалями.

Мы не называем имена потенциальных кандидатов, способных возродить подлинную славу отечественного телевидения. Поверьте, их у нас немало— продолжателей традиций созидателей и творцов прошлых времён.

Надеемся на поддержку наших инициатив и громкие голоса в защиту подлинно демократического телевидения в России.

Василий Белов, Владимир Гостюхин, Игорь Золотусский, Тимур Зульфикаров, Владимир Крупин, Валентин Курбатов, отец Михаил (Ходанов), Юрий Назаров, Александр Недоступ, Валентин Распутин, Савва Ямщиков

НОМЕР 10 (746) ОТ 5 МАРТА 2008 г.

1.0x