Авторский блог Александр Маслов 03:00 26 февраля 2008

ГАЗОВЫЙ ПРОРЫВ

НОМЕР 9 (745) ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Маслов
ГАЗОВЫЙ ПРОРЫВ

"Земля, как и вода, рождает газы,
И это были пузыри земли..."

Уильям ШЕКСПИР, "Макбет"
Разумеется, классик английской и мировой литературы ничего не знал о природном газе, об экспортной "трубе" из России в Европу и — тем более — о влиянии этой самой "трубы" на властные хитросплетения начала XXI века в украинской политике. Но гений на то и гений, что "не от себя говорит", что в его творчестве можно найти архетипы любых ситуаций: от простейших бытовых до сложнейших идеологических.
В украинской политике последних недель случился настоящий "газовый прорыв". Сначала в ходе переговоров Виктора Ющенко с Владимиром Путиным 12 февраля был признан долг украинской стороны перед "Газпромом" и намечена программа выхода из нового "газового кризиса", уже перманентно сопровождающего любые значимые перемены на киевском политическом Олимпе.
Незадолго до этого, 23 января, в Москве был арестован некий Сергей Шнайдер, он же — Семен Могилевич, которому приписывают негласное руководство деятельностью основного российско-украинского газового трейдера — зарегистрированной в Швейцарии пресловутой компании "RosUkrEnergo", а до того — венгерской "Eural TransGaz", тоже привилегированного посредника "Газпрома".
Учитывая, что Могилевича до этого на протяжении нескольких лет "днём с огнём" искали по всему миру ФБР и Интерпол, сигнал Украине от Кремля был послан исключительно четкий: мы полностью готовы к пересмотру схем и участников "экспортного транзита", ждем предложений с вашей стороны. И сигнал, надо сказать, с учетом традиционной для России "новогодней паузы", которая заканчивается теперь уже после Крещения, исключительно оперативный.
Так что ставшее уже хрестоматийным заявление Владимира Путина Виктору Януковичу: "У вас не поймешь, кто власть, кто оппозиция", — тем самым приобрело черты самой настоящей Realpolitik: мол, вы там как-нибудь сами определитесь, господа-панове, с кем же нам иметь дела.
Основные претенденты на "российский газовый тендер" по эту сторону границы ни для кого секрета не представляли. Первым номером шел, разумеется, действующий президент Украины, родственники которого, по утверждению, например, лидера коммунистов Петра Симоненко, не без пользы для себя "оседлали" нефтегазовую "трубу".
Но вся проблема заключалась в том, что реальные полномочия на ведение переговоров и заключение контрактов находятся в ведении вовсе не президентского аппарата, а правительства Украины. И с назначением на пост премьер-министра Юлии Тимошенко, которая уж газовые-то дела знает, что называется, "вдоль и поперек", эти полномочия из разряда "бумажных" грозили стать вполне реальными.
Во всяком случае, бывшая краса и гордость Днепропетровска, а теперь и всей "нэзалэжной" Украины, постоянно озвучивала свое желание взять под контроль все потоки энергоносителей, идущие с Востока на Запад, и финансов, долженству- ющие идти вроде бы в обратном направлении, но на деле блуждающие по всемирной банковской системе.
Программа Тимошенко в этой сфере выглядит несколько сумасшедшей, но для украинской элиты чрезвычайно привлекательной. Во-первых, это ликвидация любых посреднических структур, которые на деле означают совместные предприятия представителей киевских властей с широко понимаемым "Газпромом". Такая экономическая "вiдрубнiсть", в случае своего осуществления означала бы следующее: "Газпром" сам по себе, а "труба" на территории Украины — сама по себе. Хотите продавать свое (и чужое — например, среднеазиатское) "голубое золото" — продавайте его нам по "разумным" ценам на российско-украинской границе. А дальше — НАК "Нафтогаз Украины" будет самостоятельно выполнять функции и импортера, и дистрибьютора (распределителя) газа на суверенной украинской территории. За этим уже вполне просматривается перспектива самостоятельного выхода на европейские рынки с купленным у "Газпрома" газом.
Самое смешное, что любые публичные претензии российской стороны будут выглядеть формально алогичными: ведь тот же "Газпром", активно контрактуя миллиарды кубометров "голубого золота" у Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, находится по отношению к этим центральноазиатским республикам в том же положении, в котором Украина находится по отношению к России. И если "Газпрому" позволено, пользуясь монополией своей "трубы" в Центральной Азии, покупать тот же туркменский газ по 100, 130, 150 или даже 180 долларов за 1000 кубометров, а продавать его по 300-400 долларов, почему аналогичную экономическую возможность должна упускать Киев?
Никакие контраргументы, что Украина не граничит с основными европейскими потребителями газа, а значит, такую же политику по отношению к ней могут применить, например, Словакия, Венгрия или Польша, а в конце концов всё упрется в Берлин или Лондон, в расчет, разумеется, не берутся.
Отсюда же вытекают претензии Тимошенко на то, чтобы цена "голубого золота" для Украины в настоящем и будущем формировалась на основе стоимости среднеазиатского газа, то есть, чтобы "Газпром" согласился выполнять по отношению к Киеву функции посредника, а не продавца, самостоятельно определяющего ценовую политику. И, конечно же, полное непризнание долгов Украины, обусловленных ростом контрактных цен на газ. Ну, какие могут быть долги, если вы в уме рассчитывали, скажем на 130 долларов за тысячу "кубов", а вам выставляют 180?
Так вот, когда Ющенко 12 февраля принципиально договорился с Путиным о новом формате транзитно-экспортных отношений, Тимошенко была отведена роль "технического премьера", что ее категорически не устраивало. Однако никаких переговоров по газовой проблеме Кремль с ней вести не собирался, о чем секретариат Тимошенко был категорически предупрежден. Поэтому визит премьер-министра Украины в Москву накануне саммита СНГ в политическом отношении казался полностью обреченным на провал: бывшую "газовую принцессу" и "королеву Майдана" два брутальных властных парубка, кремлевский и киевский, образно говоря, загнали в угол, вывернуться из которого было практически невозможно.
Однако Юлия Тимошенко не была бы сама собой, если бы не проскользнула туда, куда считала нужным. Ее встреча с Владимиром Путиным в президентской резиденции в Ново-Огареве, куда она попала после полуторачасовой беседы с Виктором Зубковым, искупила многое.
Из Ново-Огарева в Киев вернулась абсолютно прежняя "железная леди", готовая к самой жесткой политической борьбе и на украинском, и на российском фронте. Впрочем, не исключено, что такая ее "заводка" вкупе с тем шокирующим впечатлением, которое незапланированная и несогласованная встреча Юлии Тимошенко с Путиным произвела на Ющенко, заранее планировалась кремлевскими политтехнологами для разрешения украинского внутриполитического тупика.
Дело в том, что работа Верховной Рады вот уже третий месяц фактически блокируется депутатами от Партии Регионов, оказавшейся в оппозиции к новому изданию "оранжевой коалиции". Предпринять против народных избранников какие-то силовые меры не решается (или не хочет) президент и не имеет возможности премьер. Единственным реальным выходом из тупика сегодня выглядит переформатирование властной коалиции с возвратом к прежней связке Ющенко—Янукович (или, что менее вероятно, какой-то иной представитель ПР).
И поводом для такого переформатирования (с вытекающей из него отставкой Тимошенко), скорее всего, может стать какой-то "газовый кризис". Который, похоже, на днях уже начался: НАК "Нафтогаз Украины" перестал отпускать "голубой огонек" тем региональным компаниям, которые оплатили меньше половины поставленного в первом квартале газа (в среднем по Украине этот показатель равен аж 54%). Виктор Ющенко уже назвал действия команды Юлии Тимошенко по газовому вопросу саботажем. Пока неясно лишь одно — кто и когда в глазах украинцев окажется "крайним": Ющенко, Тимошенко или, как всегда, "клятi москалi".
1.0x