Авторский блог Евгений Ростиков 03:00 12 февраля 2008

НА СВЯЗИ МИНСК

НОМЕР 7 (743) ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Евгений Ростиков
НА СВЯЗИ МИНСК

Возможно, эта тема требует особого такта и деликатности — ведь разговор пойдет о наших представителях за рубежом. Проблема только в том, что культура, изысканность, с которыми мы ассоциируем эту профессию, мало свойственны современным дипломатам.
Помню, как на первом этапе создания белорусского государства один из наших послов с восторгом расписывал, какая интеллигентная немецкая нация. Для иллюстрации этого тезиса он на страницах республиканской прессы поведал о маленьком происшествии, случившемся во время туристической поездки. Ну, приспичило одному его коллеге по-крупному. Водитель остановил автобус посреди чистого поля, и добропорядочный гражданин, сбросив штаны, с чувством собственного достоинства неспешно исполнил нужду. "А весь автобус в это время тактично смотрел в другую сторону". Хотя, думаю, не весь. Чрезвычайный и Полномочный белорусский Посол, выходит, краем глаза следил за этим пассажиром. Но в этом прикоснувшемся к западной цивилизации белорусском дипломате меня поразило другое. Чему он, выросший в селе хлопец, так удивился? Сбегать в бульбяную борозду по нужде и сегодня у нас никто не откажется. Как-то мой ВГИКовский друг Фридрих познакомил со своим дедушкой, воевавшим в Беларуси. Оказалось, этого бывалого солдата не так впечатлили партизанские набеги на деревушку, где стояла их часть, сколько то, что нужду в 30-градусный мороз приходилось справлять в колючих, остекленевших кустах. "И, сидя там, на морозе, с голой задницей, я окончательно понял, что войну мы проиграем", — закончил старый солдат вермахта.
Но что я всё о низменном?! Ведь обещал же рассказать о возвышенном, о дипломатах. Посещая иногда белорусские посольства за рубежом, я с удивлением узнавал там, что языком страны пребывания в лучшем случае владеет один человек. Чем они занимаются, кроме посещения дипломатических раутов, где можно на халяву подкрепиться, трудно было понять, но апломба у иных послов и окружающей их челяди более чем достаточно. Не дают такие дипломаты дремать и своему внешнеполитическому ведомству. То вдруг заблудятся в чужой стране, и белорусский МИД вынужден обращаться к далеким коллегам с просьбой найти их посла. То разбойники с большой дороги не где-нибудь, а в центре "цивилизованной Европы" угонят машину посла, предварительно выбросив его из салона. Действительно, зачем автоугонщикам еще какой-то посол?
Говорят, в последнее время в нашем посольском посаде много перемен к лучшему. Но по тому, как слетающихся по осени в Минск за новыми инструкциями послов чехвостит и стращает Президент, становится понятно, что с достойными представителями за рубежом по-прежнему проблема.
Не менее "сильное" впечатление, чем белорусские дипломаты за рубежом, производят зарубежные посланники в Беларуси. Едут они сюда, как в какую-то "банановую" республику (хотя практически все знают русский язык). Но и это не способствует пониманию. При личных встречах западные дипломаты отмечают удивительную стабильность и безопасность в Беларуси. Но МИДы своих стран постоянно бомбардируют депешами о "сложных условиях деятельности" в Беларуси. А для подтверждения этих "сложностей" регулярно выдают разного рода "сообщения", "заявления", выражающие "обеспокоенность", констатирующие "ухудшение" ситуации с "демократическими преобразованиями" и, конечно же, правами человека. В связи с этими трудностями, например, в той же Германии для работающих в Беларуси дипломатов определена самая высокая в сравнении с другими европейскими странами надбавка к зарплате. И некоторые немецкие дипломаты предпенсионного возраста просто рвутся в последнюю командировку в Беларусь.
В США вообще работу в Беларуси приравняли к работе в Ираке. А чтоб в Госдепе в этом ни у кого не оставалось сомнений (ведь в Минске не стреляют и не взрывают), американские дипломаты не пропускают ни одной демонстрации оппозиции, которые, как правило, сами же и организовывают. И счастливы, когда при этом белорусский спецназ у них под носом помашет дубинками.
Не отстают от западных дипломатов и наши бывшие собратья по соцлагерю. Но если польские дипломаты, занимаясь мелкими провокациями и скандальной вербовкой, остальное время тратят на пьянки и гулянки, то продвинутые чешские и прибалтийские друзья чаще попадаются на гомосексуальных скандалах.
Разве что только китайское посольство уважает страну пребывания и заставляет уважать себя.
Но, как это ни покажется странным, самым зарубежным из всех зарубежных посольств в Беларуси остается посольство Российской Федерации. Я не буду говорить, как ведут себя его сотрудники в Минске, об их скандальных любовных приключениях. Дело, в конце концов, житейское. Но ощущение такое, что его работники чувствуют себя в Беларуси как в какой-то заброшенной заморской провинции, где им не знаком ни язык, ни нравы страны пребывания. Не случайно уже было назначенный российским президентом послом в Беларусь бывший губернатор Аяцков, еще не покинувший своего Саратова, начал советовать Лукашенко, "если он хочет быть у власти еще лет 10-15, перестать раздувать щеки и думать, что кто-то должен быть у него на посылках". Лукашенко послал этого "посла" так далеко, что после этого о нем уже ничего не слышно.
Послом России в Беларуси был назначен другой, уже алтайский, экс-губернатор Александр Суриков. Это, пожалуй, самый серьезный и грамотный российский посол. Впечатляет его выдержка. Беседы с ним всегда исчерпывающе открыты. Но после пресс-конференций, которые российский посол дает по актуальным — как правило, нефтегазовым — проблемам, всю республику трясет несколько недель, а оппозиция наслаждается его безапелляционностью и жесткостью. Но, может, таков стиль современной дипломатии?
Недавно в ответ на угрозы США еще более ужесточить экономические санкции против Беларуси, Александр Лукашенко пообещал отреагировать на это "жесточайшим образом". "И первым, кто будет вышвырнут из республики, это посол Соединенных Штатов", — пообещал белорусский президент. По форме, может, и не совсем деликатно выразился, но по содержанию — более чем доходчиво. В конце концов, президенту не обязательно быть дипломатом.
1.0x