Авторский блог Николай Коньков 03:00 5 февраля 2008

«ЗАВЕЩАНИЕ БУША»

НОМЕР 6 (742) ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нагорный, Николай Коньков
«ЗАВЕЩАНИЕ БУША»
Глобальный кризис и шансы для Кремля
ВЕЧЕРОМ 28 ЯНВАРЯ 43-й президент США Джордж Буш-младший выступил с очередным, седьмым по счету и, видимо, последним обращением к Конгрессу США. Как отметили дотошные наблюдатели, его речь длительностью 53 с небольшим минуты прерывалась аплодисментами ровно 72 раза. Можно сказать, что по количеству оваций за единицу времени послание Буша оставило далеко позади политический доклад Брежнева XXVI съезду КПСС.
Иное дело — качество. Демократы и рукоплескали больше для проформы, и вставали с некоторой неохотой, и выражение лиц у них трудно было назвать воодушевленным. Однако никакой обструкции президентского послания с их стороны не было. Напротив, полная демонстрация единства с тем самым Джорджем Бушем, которого и до этого выступления, и после него лидеры демократов c "классово близкими" глобальными масс-медиа продолжали поливать грязью как ни в чем ни бывало.
"Спустя шесть лет невыполненных обещаний и чудовищных ошибок США имеют в багаже две войны, в Ираке и Афганистане, экономику, которая движется к рецессии, и меньшую симпатию и уважение со стороны других стран мира" ("New York Times"). "Впервые за всю историю республиканец развязал войну. Впервые президент США санкционировал применение пыток. Впервые Соединенные Штаты оказались в международной изоляции. Сам Буш придерживается по этому поводу иного мнения, для всех остальных это — непреложные факты. Американские интеллектуалы проводят параллели между поражением Буша в Ираке и падением Римской империи" ("Die Welt"). "Сам тон послания предполагает, что для спасения репутации Буша потребуется чудо" ("Financial Times").
Барак Обама: "Сегодня, как и в предыдущие семь лет, американский народ услышал речь, которая была произнесена без оглядки на реальное положение дел в стране и отразила неспособность президента справиться со стоящими перед США проблемами".
Хиллари Клинтон: "Обескураживающая приверженность той самой провальной политике, которая превратила рекордные бюджетные профициты в огромные дефициты и поставила страну с экономикой XXI века на порог рецессии".
Гарри Рейд, руководитель демократического большинства в Сенате, и Нэнси Пелози, спикер палаты представителей: "Сегодня вечером президент предложил нам немногим большее, чем сохранение статус-кво. Однако во времена, когда наша экономика оказалась непрочной, а наше лидерство по всему миру ослабевает, статус-кво просто не работает".
Тем не менее, все предложения президента по финансированию конкретных программ, от Ирака до борьбы с рецессией внутри США, Конгресс безоговорочно принял к исполнению. И не только Конгресс — уже притчей во языцех стало понижение учетной ставки Федеральной резервной системой с 4,25% до 3% годовых всего за восемь дней. Раньше такие процессы могли занимать полгода и даже больше.
Но насыщение американской экономики сверхдешевыми деньгами — единственный инструмент, который остается в руках ФРС и Белого Дома. Если ведомство Бена Бернанке снижает ставки, то правительство "возвращает гражданам излишне выплаченные в 2007 году налоги" — в среднем примерно по 500 долларов на каждого американца.
ВПРОЧЕМ, БОРЬБЕ С РЕЦЕССИЕЙ была посвящена вторая часть послания Буша. Оглашенная им программа поддержки экономики стоимостью 159 млрд. долларов, при всем своем размахе, не в силах возместить ни текущие потери американцев от одного только ипотечного кризиса, ни остановить бесконечные скачки курса доллара, ни предотвратить схлопывание "мыльных пузырей" на фондовых рынках, особенно в банковском секторе. Иными словами, чисто экономическими методами Соединенным Штатам с рецессией не справиться.
Именно поэтому первую и главную часть своего выступления Дж.Буш-младший посвятил внешнеполитическим проблемам, призвав американцев не жалеть сил для утверждения демократии и свободы по всему миру. В числе главных точек приложения этих усилий им были названы не только Афганистан и Ирак, но также Украина и Грузия. При этом "друг Джордж" ни словом не обмолвился о России, как будто нашей страны вообще не существует на карте современного мира, зато в американских газетах последней недели уже вовсю начали обсуждаться планы расчленения России и аннексии части ее территорий, — в полном соответствии с давними планами Збигнева Бжезинского.
Смена "ближневосточных" приоритетов американской политики на "постсоветские" в самое ближайшее время уже не выглядит невероятной — несмотря на все заявления о "сотрудничестве" с Россией. Если вспомнить не столь давнее прошлое, то госсекретарь США Дж.Бейкер в 1990 году говорил буквально следующее: "Мы заинтересованы в сохранении Советского Союза". Что не помешало американской элите спустя год с небольшим отпраздновать "победу в холодной войне", отправив СССР в историческое небытие.
Главные кандидаты республиканцев и демократов, Джон Маккейн и Хиллари Клинтон, уже высказывали свое крайне отрицательное отношение к России. Обама пока более сдержан, однако присуствие в его избирательном штабе такой персоны, как Майкл Майфол, тоже говорит о многом. Иными словами, Кремлю в самое ближайшее время придется столкнуться с растущим давлением и повышенными требованиями со стороны "вашингтонского обкома". И, судя по всему, в российской "вертикали власти" готовы отказаться от "фронды" и очень многим пожертвовать ради сохранения своего внутриполитического статуса и внешнеэкономических активов. Вопрос только в том, стоит ли это делать.
ВЕДЬ ФАТАЛЬНАЯ и всё более очевидная миру слабость американского "колосса на долларовых ногах" вызвана вовсе не какими-то фатальными ошибками Буша и его администрации. Сверхпотребление в США, вдвое превышающее национальное производство, возникло не сегодня и не вчера. Оно, в свою очередь, стало следствием монопольного статуса доллара в мировой экономике, благодаря которому у американских элит появилась возможность "сбрасывать" свои проблемы за границы Соединенных Штатов путем гиперэмиссии и экспорта национальной валюты, в том числе развития номинированных в долларах финансовых дериватов. В результате по причине дороговизны рабочей силы значительные части глобальных технологических цепочек в реальном секторе производства были выведены в страны "третьего мира", прежде всего в Китай и Юго-Восточную Азию.
Именно при Клинтоне, а не Буше, была предпринята в 1997 году попытка сохранить это сверхблагоприятное для Америки статус-кво путем обрушения валют ЮВА, "мастерской мира". А провал этой попытки глобального управления информационно-финансовыми методами привел к власти Буша и республиканцев, сделавших ставку на военно-технологическое господство. Сегодня и эта ставка выглядит битой — и в Ираке, и особенно в Иране, против которого "неоконсерваторы" так и не решились начать открытую агрессию.
Перед лицом нарастающих трудностей политические элиты США стремятся найти некий синтез военно-политических и финансово-экономических мер для сохранения глобального господства доллара, Америки и Запада. Видимо, квинтэссенцию их наработок озвучил британский премьер-министр Гордон Браун в Дели после неудавшихся переговоров в Пекине. То, что Запад не придает никакого значения нормам послевоенного ялтинско-потсдамского устройства мира, ни для кого не является секретом. Однако сегодня речь пошла уже о полной перестройке этой системы — с устранением роли ООН и ее Совета Безопасности в международных отношениях.
Высказался Браун и в пользу превращения Базельской расчетной палаты в прообраз Всемирного центрального банка с введением контролируемой "змеи валют" и выпуском глобальных ценных бумаг вместо американских гособлигаций.
Разумеется, на определенных условиях Европа и Япония а к ним и арабские шейхи, уже не раз и не два вынужденные спасать безнадежные американский доллар и американские долги, могут согласиться с такой трансформацией (придание той же Японии и Германии статуса постоянных членов СБ ООН и т.п.). Но без участия Китая и зависимых от него экономик ЮВА, накопивших около 2 трлн. долларов золотовалютных запасов, всё это "планов громадье", безусловно, обречено на провал. А в Пекине до шанхайской Олимпиады-2008 просто уходят от любых разговоров на эту тему. Надо полагать, после этого ясности в позиции "красного дракона" станет гораздо больше. Но вряд ли она окажется близкой к позиции Запада.
Тем более, что в самих США, если судить по выступлению Буша и по ходу идущей предвыборной кампании, нынешний кризис считается хоть неприятным, но всё же не слишком значительным и вполне преодолимым казусом. Дескать, стоит гражданам только сплотиться вокруг нового национального лидера, 44-го президента США — и все проблемы развеются сами собой, как дым от осеннего костра.
ТАКАЯ НЕАДЕКВАТНОСТЬ нынешней "неолиберально-монетаристской" американской политики и американских политиков, заведомое отсутствие у них реальной и эффективной модели выхода из кризиса — большой плюс для остального мира. Прежде всего — потому, что претензии США на глобальное лидерство в современных условиях стремительно теряют свой вес. А следовательно, теряют вес и сторонники глобального лидерства Америки в других странах мира, не исключая Россию.
Если государственный дефолт "имени Кириенко" образца 1998 года, главные действующие лица и исполнители которого по-прежнему на первых ролях во "властной вертикали", или грядущий корпоративный дефолт при некотором напряжении сил и благодушии оппозиции еще можно списать на "неправильности" самой России, на ее "отсталость" и "непригодность" к рыночному пути развития (что, собственно, и случилось), то с американской рецессией такие номера не пройдут по определению. А дело в Соединенных Штатах потихоньку-полегоньку катится именно в эту сторону. И, соответственно, американцы не оставят попыток переложить свои трудности на другие страны: "по-хорошему" или "по-плохому".
И это зависит не столько от того, кто именно расположится в Белом Доме после президентских выборов ноября 2008 года: демократ или республиканец, белый или черный, мужчина или женщина, — сколько от того, где именно конгломерат "тихих американцев" увидит слабину. Если самой слабой окажется или покажется им Россия — удар по нашей стране можно считать делом предрешенным. А каким он будет: финансовым, военным, организационным или комбинированным, — вопрос уже вторичный.
Поэтому у России в современных условиях, по сути, не остается никакого иного выхода, кроме максимально возможного и максимально быстрого усиления своих позиций: военно-политических, социально-экономических, информационно-финансовых, культурных и т.д.
Требования группы Чубайса-Кудрина к правительству России носят прямо противоположный характер, направлены на максимальное ослабление нашей страны и в сложившейся ситуации являются едва ли не прямым "приглашением к агрессии".
Это, во-первых, использование средств Стабфонда (кстати, уже разделенного) не на системную модернизацию отечественной экономики, включая жизненно необходимые инфраструктурные проекты, а на рефинансирование корпоративного внешнего долга "естественных монополий", банковского сектора, скупку акций иностранных компаний и государственных ценных бумаг, прежде всего американских казначейских обязательств и т.п.
Это, во-вторых, отказ от продвижения рубля в качестве одной из мировых резервных валют и от создания собственной "зоны рубля".
Это, в-третьих, обеспечение свободного доступа транснациональных корпораций к российским месторождениям сырья и транспортным сетям.
Это, в-четвертых, сворачивание и даже целенаправленное удушение "неконкурентоспособных" отраслей промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Это, в-пятых, ослабление оборонного потенциала страны, от стратегических ядерных сил и ПРО до отмены призыва в армию.
Это, в-шестых, недопустимость любых форм защиты любых интересов России за рубежом, безусловный и окончательный уход с мирового и постсоветского пространства и в первую очередь из Средней Азии, что чревато для Газпрома, да и всей РФ сломом не только экспортных поставок, но и собственного отопительного баланса.
Это, в-седьмых, сохранение режима крайнего социального неравенства и социально-культурной деградации большинства населения России (развал остатков системы образования и здравоохранения, единых электросетей и сферы ЖКХ, уничтожение культурной идентичности народа путем "информационной войны" со стороны прессы, радио и телевидения, которые все это пока успешно осуществляют).
Это, в-восьмых, удушение русского этноса ино культурной миграцией, раздувание межнациональных конфликтов на всей территории России.
Наконец, в-девятых, это установление режима "железной пяты" с жестким подавлением любого несанкционированного инакомыслия.
Ставка здесь очевидно сделана со стороны либерал-монетаристов на Медведева, фигурой которого в качестве президента и преемника Путина они рассчитывают прикрыть свой курс. Но, как говорится, жизнь богаче наших представлений о ней. Внешние и внутренние ограничители такого виража вполне фундаментальны. Ожидаемое в связи с преемничеством Дмитрия Медведева "возвращение во власть" Чубайса и Ко, давних друзей заокеанских демократов, с этой точки зрения может оказаться весьма эфемерным. Не может мировой монетаризм потерпеть глобальное поражение, а наши монетаристы, наоборот, укрепиться у власти.
1.0x