Авторский блог Руслан Бычков 03:00 29 января 2008

АПОСТРОФ

НОМЕР 5 (741) ОТ 30 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Руслан Бычков
АПОСТРОФ

Александр Рудаков. Наследие Константина. — М.: Волшебная Гора, 2007. — 96 с.
Очередным пополнением весьма солидной по замыслу и исполнению "Библиотеки Волшебной Горы" стала яркая книга Александра Рудакова, включающая в себя статьи и эссе, посвящённые как историософскому осмыслению образа святого равноапостольного Императора Константина Великого, так и ряду аспектов идеи Священной Империи — христианской сверхдержавы-"катехона"… Образ св. Императора Константина, как архетип "первого царя в христианех", "во царех апостола" по особому значим именно в связи с идеей Империи (идеей, востребованность коей в современной России всё возрастает, но осмысление которой с позиций Традиции явно не поспевает за "играми политиков-патриотов")... Разсматриваемый сборник — превосходный образчик подобной "апелляции" к традиционным идеалам Священной Империи. Достодолжное усвоение "наследия Константина" имеет важность чрезвычайную, как для России (где "прямая передача" имперских ценностей пресеклась по историческим меркам не столь уж и давно — в феврале 1917 года), так и для всей христианской ойкумены, для всего Белого мiра. Ибо "идея Империи — одна из древних идей человечества. В ней воплощалась окрылённая мечта о сверхнациональном, всемiрном единстве человечества. По идее, империя может быть только одна, и единственная истинная империя — Imperium Romanum. Христианский мiр унаследовал от древнего мiра идею Римской империи и признал её священной…
Римская империя дала Христианской Церкви природно-историческую основу единства человечества и потому она имеет право именоваться священной" (Н.Бердяев. Империализм священный и империализм буржуазный). Своеобразными "инверсиями" идеи Священной Империи в Новейшее время были как буржуазный империализм (наиболее яркий образец коего — Британская империя), так и "империализм" коммунистического Интернационала. И в том, и в другом случае — налицо "империалистическое" притязание на всемiрное господство и на всемiрное единство. Но и в том, и в другом случае — налицо материалистическое искажение "древней идеи" Империи… В самое же новейшее время подобной инверсионной "империей" является глобалистический проект "Нового мiрового порядка", реализуемый США…
Священная Империя и поныне продолжает своё идеальное, оторванное от реального географического и политического центра, бытие. Бытие в качестве "платоновской идеи". Но это такая идея, коя властно понуждает "лучшие умы" и "самых могущественных" приложить волю к ея воплощению. И ежели Католицизм, противопоставив теократической идее Священного Царства конкурирующую идею папской теократии и взяв на вооружение учение блж. Августина о "двух градах", во-первых, вывел тему Священной Империи на периферию своего религиозного сознания, а во-вторых, положил тем самым погибельное начало секуляризации власти, "империума", то Православие, напротив, до самого трагического финала Священного Русского Царства в 1917 году хранило верность древнему теократическому имперскому идеалу. Продолжает хранить сей идеал в своих глубинах и доселе. Ибо Православие, признавая классификацию, предложенную блж. Августином, о "двух градах", признавало, вместе с тем, что сия классификация отнюдь не исчерпывает полностью типологию государств, что существует и своего рода "третий путь", воплощаемый в "третьем граде" — Православном Царстве. Помимо "града земного", воплощающего государственность, основанную "на любви к себе, доведённой до презрения к Богу", и "града Божьего", основанного на "любви к Богу, доведённой до презрения к себе", но не имеющего государственного воплощения, Православие носит в себе идеал Священного Православного Царства, которое есть зримый образ Единого. Есть некое облагодатствованное Целое, охватывающее "и всех и вся", подчиненное литургическому принципу: "общее делание" ("литургия" буквально и есть "общее дело") во благо всех… Тем самым, идея Священной Империи (или в византийско-русской огласовке — Православного Царства) получает силу одного из важнейших конституирующих принципов Православия, при отсутствии коего всё здание Церкви получает чудовищный по разрушительности урон. Что мы воочию и наблюдаем ныне… Некогда культуролог Г.Померанц (в общем, весьма далёкий от наших взглядов) высказал довольно глубокомысленное наблюдение: "Для Христианства, как и для Ислама, характерна высказанность Истины. Не только суры Корана, но и Христос мыслится как Слово. Тайна Бога остаётся неисчерпаемой, но Коран (для ислама) и Христос (для христиан) суть непостижимым образом вечная, наивысшая, раз навсегда высказанная Истина" (Г.Померанц. По ту сторону символов). Оттого-то для Ислама столь важна, столь необходима, столь неустранима идея Халифата — как зримого проявления господства Истины. Ея "высказанности раз навсегда"… Подобным образом и для Христианства идея Священной Империи столь же неустранима — ибо ежели Христос — Царь, то Ему, безусловно, подобает не только всякая слава и поклонение, но и Царство — наперекор всем анти-империям, анти-римам антихристова века сего.
1.0x