Авторский блог Елена Антонова 03:00 22 января 2008

ЗИМНЯЯ МИСТЕРИЯ

НОМЕР 4 (740) ОТ 23 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Елена Антонова
ЗИМНЯЯ МИСТЕРИЯ

Рождественский концерт в Большом зале Московской консерватории стал одним из самых заметных событий музыкальной жизни сезона. Сошлось все. Первое исполнение в России "Рождественской оратории" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, сочиненной в 2007 году нашим земляком, епископом Венским и Австрийским Иларионом Алфеевым. Гармония, полнота и совершенство музыки. Редкостный по мастерству и единодушию состав участников: Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Хор Третьяковской галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской консерватории, Московская хоровая капелла мальчиков, солисты — н.а. СССР Евгений Нестеренко, з.а. России Хибла Герзмава, протодиакон Виктор Шиловский, дирижер — з.а. России Алексей Пузаков.
В 28 частях оратории слушателям открываются события, связанные с Рождеством Иисуса Христа. Два Речитатива на тексты Старого и Нового Заветов (Нестеренко), как бы являют собою раму, окаймляющую рассказ, идущий от лица Евангелиста — Луки или Матфея. Первый Речитатив пророчествует о грядущем Рождестве Сына Божия, второй — о приходе истинного Бога, который есть жизнь вечная. Кроме откровений Евангелиста (Шиловский) в Ораторию входят две Арии — Симеона "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" (Нестеренко) и "Рахиль плачет о детях своих" (Герзмава), молитвы и славословия, исполняемые хором и солистами, а также оркестровые номера — две Фуги и Интермеццо, которые призваны упрочить действие, усилить его эмоционально и эстетически. Все вместе являет собой захватывающе интересную мистерию как с литературной, так и с музыкальной точек зрения. Музыка написана так, что в ней явно слышно несколько эмоциональных подъемов: первый — в хоре "С нами Бог, разумейте, языцы", потом — "Христос рождается, славите" и, наконец, восхождение к самой высокой вершине, начатое в Речитативе: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога,… Бог есть любовь", завершается апофеозом Заключительного Хора "Слава в вышних Богу". И слушатели приняли и оценили это. После долгих горячих аплодисментов три последних номера, начиная с Фуги, были сыграны и пропеты вторично.
В этом единодушном приятии нового сочинения сложной музыкальной формы повинно несколько факторов. Первый, лежащий на поверхности, — концерт состоялся в день Рождества Христова. Факт второй, и немаловажный — публика, переполнившая Большой зал, в большинстве своем состояла из истинных ценителей музыки, а не тех, кто ходит в концерты престижа ради. Немалая доля "вины" лежит и на исполнителях Оратории. Игру БСО, как всегда, отличало выверенное согласное звучание. Одухотворенно и слаженно пел хор, составленный из трех разных, весьма отличных друг от друга хоров, которым вкупе с оркестром предельно собранно управлял художественный руководитель Хора Третьяковской галереи Алексей Пузаков. Впечатлило высокопрофессиональное исполнение партии Евангелиста протодиаконом Венского православного Свято-Николаевского кафедрального собора, солистом Венской оперы, Виктором Шиловским, обладающим сильным баритоном и редкой дикцией. С малой по размеру, но важной для Оратории Арией выступила Хибла Герзмава, подтвердив, что ее чистому подвижному сопрано доступны любые задачи. И особое удовольствие доставило пение Евгения Евгеньевича Нестеренко, чей мягкий с обертонами бас мы редко теперь слышим. Он специально прибыл в Москву, чтобы принять участие в исполнении Оратории, а на следующий день отпраздновать свой 70-летний юбилей. Ведь он — не только москвич по рождению, но и долгое время пел ведущие басовые партии в Большом театре. Удивили вокальная техника и сохранность голоса этого всемирно известного певца, хотя выступать ему пришлось сразу после острого респираторного заболевания, которое он перенес на ногах. Нестеренко до сих пор с успехом выступает в камерных концертах и даже сольных концертных программах. Но это — на Западе, не у нас. Как-то не очень охотно идут организаторы нашей культуры ему навстречу, хотя и горит он желанием, пока есть силы, петь и для милой сердцу русской публики. Но даст Бог, это еще свершится.
Теперь настало время коротко рассказать о творце "Рождественской оратории", главном герое прошедшего в Большом зале концерта, епископе Иларионе Алфееве. В восьмидесятых учился по классу скрипки и композиции у Довганя в Московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных, потом — в Московской консерватории в классе Николаева. Служил в Советской Армии. А в 1987 году ушел по собственному желанию из консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь, а летом того же года был пострижен в монахи. После закончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Учился в аспирантуре при Отделе внешних церковных связей и в 1993-м был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста Уэра написал и защитил в 1995 г. диссертацию со степенью доктора философии. С тех пор он непрерывно читает богословские курсы по всему миру — на Аляске, в Нью-Йорке, Кембридже, Фрибурге и, конечно, в России. В 1999 г. Свято-Сергиевский Православный богословский институт в Париже присвоил ему степень доктора богословия "summa cum laude" за книгу "Жизнь и учение святого Григория Богослова". В 2003 г. определением Священного Синода он назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией.
Сейчас Иларион вернулся к сочинению музыки, чему в юности хотел посвятить жизнь. В тот год он написал "Божественную литургию" и "Всенощное бдение", сочинения для хора а капелла и ораторию "Страсти по Матфею" для солистов, хора и оркестра, а в 2007 г. — "Рождественскую ораторию", о которой идет речь в этих заметках. Согласитесь, что это при занятости делами епархии и более чем напряженной деятельности официального православного богослова совсем немало.
Заключая эти заметки, попытаюсь более определенно высказать то, о чем так или иначе задумывалась прежде. Россия — страна мистическая. И эта ее черта всегда проявлялась в том, что, находясь в потенциальной яме, она, как это ни парадоксально, начинала рождать гениев и героев, причем в тех областях, которые были на тот момент особенно упадочны и критичны. Сейчас при прочих неблагоприятных условиях самым слабым нашим звеном является оскудение духа народа, отсутствие яркой жизненной идеи, способной увлечь людей. Потому и культура сейчас — передовая, где не на жизнь, а на смерть схлестнулись сторонники и противники Отечества нашего. И что же мы видим? Именно в культуре России начинают ярко вспыхивать такие таланты, ожидать которые мы уже и не чаяли. И это рождает надежду, что Россия не оставлена провидением, что чудо возможно. Даст Бог, чтобы люди, о которых здесь говорится, способствовали возрождению и славе нашей страны.
1.0x