Авторский блог Сергей Угольников 03:00 22 января 2008

ФЕЙСОМ ОБ КОНТРОЛЬ!

НОМЕР 4 (740) ОТ 23 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Угольников
ФЕЙСОМ ОБ КОНТРОЛЬ!

Когда на сцену для исполнения песен выходят три красивые девушки в откровенных нарядах, естественной реакцией зрителя становится предположение, что продюсер решил догнать и перегнать коллектив "ВИА Гра", а в остальном — продемонстрировать всё тот же попсовый "гёрлс-бэнд", которых и так уже достаточно. Однако впечатление сразу меняется, если видишь вполне "антропологическое" название коллектива — "Фейсконтроль", и начинаешь внимать стихам поэта-песенника группы Сергеем Соколкина. Посему и однозначно интерпретировать те пластичные и энергичные движения, которые демонстрируют девушки (замечательная физическая подготовка — "кинуть батман" или сесть на шпагат во время живого исполнения на нашей эстраде — вряд ли ещё кто-то сможет), нельзя. Хореографию "Фейсконтроля" вполне можно считать не только налётом лёгкого эротизма (куда ж без него), но и ответным приветом революционной Кубе. Сценические костюмы — не погоня за южной стилистикой, а другое, осознанное направление милитаризации. В конце концов, и амазонки не были укутаны с ног до головы. В этом нет ничего пошлого — не Сердючка же обнажается.
Самым удивительным фактом при знакомстве с группой является то, что изначально это — поэтический коммерческий продукт. Продюсер Сергей Соколкин занялся подбором композиторов, исполнительниц и организацией гастролей, исходя из необходимости получать денежные знаки за свои стихи. Бурная общественная деятельность либералов, бывших поэтов — авторов песен в советские годы, привела к тому, что на определённом историческом этапе любое занятие литературой перестало восприниматься всерьёз. И хотя песни на стихи Соколкина исполняли Лариса Долина, Ирина Аллегрова, Алёна Апина, Ирина Салтыкова, группа "А-Студио" и многие другие, результат был недостаточно эффективным. Не из-за пиратства (хотя некоторые вокалисты позволяют себе исполнять песни без заключения договоров), а в силу изменившейся общественной ситуации. Стихи стали считаться обременяющими тратами, бюджет на них стал рассчитываться по остаточному принципу, после расходов на студию, аранжировку, косметику и причёску. Причёска и косметика стали важнее содержания. В какой-то мере эстрадные исполнители имели право на такое отношение к литературной составляющей. После того как допущенные к барскому мэйнстриму стихотворцы стали ваять оды "Чара-Банку", Биржам, Сникерсам, Тампаксам и лично Егору Тимуровичу — уважение к литературе неизбежно должно было снизиться. Но так как Соколкин, к тому времени автор нескольких поэтических сборников, прошедший закалку работой в газете "День", имел несколько другое отношение к процессу либерального реформирования, то он справедливо рассчитывал и на другую оценку своего поэтического труда, который впоследствии пришлось совмещать с руководством певческим коллективом.
Коллектив стал необходимым не только для концентрации авторских прав, но и в силу гражданской направленности поэзии автора. Не каждый сформированный с множеством непроизводственных затрат образ "звезды" может соответствовать патриотизму, свойственному стихам Соколкина, даже при изменении общественных запросов. Когда десять лет назад была написана песня "Третий тост", посвящённая десантникам, её просто никто не мог исполнить (да и особых выходов на структуры, распространяющие аудиопродукцию, не было). Что неадекватно для страны, живущей в условиях сопротивления. Только спустя годы "Любэ" спела песню со схожим содержанием, но другим авторством. Даже невзирая на востребованность страной нового содержания, выход на сцену взять было просто неоткуда. Исполнять же в пустоту — можно и на крыльце, что не соответствовало задачам поэта.
Во всех странах формирование заказов на патриотическую тематику идёт с участием государства, и только культуртрегеры РФ дотируют антигражданственные поделки. Основная работа, идущая наперекор чаяниям Швыдкого, началась в содружестве с кинопродюсером Алексеем Феоктистовым, бывшим военным, кавалером полутора десяткам наград.
Так как лучше всего Феоктистов знает армейскую специфику, то большинство его картин посвящено именно людям в погонах. Для кинолент о боевых действиях, спецназе и были написаны многие песни, под них и начал формироваться имидж нынешнего коллектива. И хотя последняя из работ, фильм "Крещение", для которого были написаны некоторые композиции, по финансовым причинам пока не доснят, песню из него уже исполняет Буйнов. Судиться, конечно, можно, но в случае с данным составом потенциальных соответчиков можно не только не попасть на экран Первого канала, но и испытать проблемы с размещением на двести двадцать— последнем. Как говорится: "Ну и ладно, в правоте жить легче". Впоследствии у поэта-продюсера появились знакомые, способные организовать площадку для выступлений, а у "Фейсконтроля" — заинтересованные слушатели и участие, и победы в различных музыкальных конкурсах. Летом прошлого года солистки "Фейсконтроля" сразу вышли в полуфиналы "Славянского базара", "Новой волны", стали лауреатами международного конкурса армейской песни "Виват, победа". В декабре песня "Русские солдаты", исполненная группой "Фейсконтроль", стала дипломантом премии ФСБ России.
Благодаря увеличению популярности коллектив начал гастролировать не только в России, но и за её пределами. Руководителю группы и автору песен — хотелось (и удалось) создать именно национальный русский эстрадный ансамбль не в матрёшечно-балалаечной стилистике "разлюли-малина", с медведями и хороводами, а адресованный современной аудитории, измученной и слегка отупевший после двадцати лет непрерывного потребления "Пепси".
К людям, просыпающимся под рекламные кличи: "Не тормози — сникерсни!", надо обращаться с короткими и понятными посланиями, сразу привлекающими внимание. Песни группы "Фейсконтроль" воздействуют не на подсознание, а на сознание слушателей. И это правильно, у нормальных людей, на мой взгляд, — нет подсознания. На "вокально-танцевальных" девушек с диапазоном голосов солисток три-три с половиной октавы гораздо приятнее смотреть, чем на занудных существ неопределённого пола, бубнящих: "Занимайтесь любовью, а не войной". Троцкизм (стремление увеличить значимость процесса без всякой надежды на достижение внятного результата) — в нашем климате не нужен, установки "Фейсконтроля" звучат намного более доходчиво и жизнеутверждающе:

Размножайся — возрождай Россию,
Размножайся, в этом наша сила.

Всё правильно: "плодитесь и размножайтесь", а не занимайтесь ерундой. В отличие от авторов, пытающихся установить зависимость между высотой и низостью интимных переживаний, творения Соколкина относятся к эмоциональным ощущениям аудитории с более устойчивыми этическими принципами. И увеличение этой аудитории способствует занятию "Фейсконтролем" всё более высоких рейтинговых мест. Интересно то, что наибольший резонанс при обсуждении в Интернете вызывают именно стихи; дискуссия сразу перемещается к тому, насколько правильно или неправильно с чьей либо точки зрения оценивается содержание песен.
Но только погоней за рейтингом или участием в "шоу" деятельность ансамбля не ограничивается. Группа выезжала с гастролями в Ливан, сразу после отражения очередной израильской агрессии, уничтожавшей по кварталу домов за один вылет самолётного звена. Может быть, именно воодушевлённые выступлением "Фейсконтроля" наши инженерные части, восстанавливавшие инфраструктуру разрушенного государства, работали быстрее, и строили мосты более прочные, чем французы, также призванные туда постановлением ООН. В какой-то мере это именно тот результат, которого хотел добиться от своих стихов Маяковский: превращение строк в мосты, пароходы.
Коллектив неоднократно выезжал с концертами в район боевых действий на Северном Кавказе. После одного из выступлений перед солдатами "Фейсконтроль" едва не стал объектом атаки со стороны боевиков. Как рассказывал руководитель коллектива, концерт проходил в тяжёлых климатических условиях, под порывами ветра и посыпавшимся снегом. Генералитет, сидевший в первых рядах, — в бушлатах. И хотя у группы имелись концертные курточки, девушки в конце первой же песни их сняли (реакция солдат понятна без комментариев). На праздничном застолье, устроенном после концерта, вошедший полковник доложил присутствующему заместителю министра МВД, что ночью на минное поле забрели коровы. Понятно, что коровы по ночам не бродят, да и окрестные жители извещены о местах выпаса. Видимо, по минному полю решили прорваться мирные (в течение светового дня) жители.
Война в Чечне, несмотря на все уверения, продолжается, и солдатам, несущим свою службу, Соколкин посвятил множество стихов, которые надо слушать. Песни армейского цикла приобретают новую актуальность сейчас, когда некоторые учреждения приступили к вынесению приговоров, противоречащих решениям судов присяжных, опирающихся на мнение общества:

Солдаты, русские солдаты,
И цель, и дело ваши святы.
А цель у вас всегда одна —
Была бы честь, жила б страна.

Родину надо любить и защищать, а у тех, кто имеет противоположное мнение, — надо проверять и контролировать не только фейс. Текстов со столь прямым утверждением для исполнения на эстраде, конечно, не пишется, шоу-бизнес диктует ряд существенных ограничений (в том числе препятствующих размножению), но каждый имеет право сделать свои выводы от услышанных песен. Как и то, насколько адекватным может быть публичное выражение своих музыкальных предпочтений. Если человек надевает майку с лейблом пресловутой "Виагры" — то он выглядит в лучшем случае продавцом сомнительного товара (худший вариант и обсуждать стрёмно). А человеку, на футболке которого крупными буквами написано "Фейсконтроль", рады все и везде (Кроме сомнительных личностей и заведений, разумеется).
1.0x