НОМЕР 4 (740) ОТ 23 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Анна Серафимова
ЖИЛИ-БЫЛИ
О том, что мой паспорт — фальшивый, я узнала совершенно неожиданно. Узнав, поначалу опешила, буквально потеряв дар речи, затем меня обуяла гамма эмоций. И все — отрицательные. Нет, чувства вины за то, что расхаживала солидный промежуток времени с поддельным документом, у меня не было: уж если и суперпрофессионалы в деле определения подлинности документов не нашли ничего подозрительного в моей паспортине, то какой спрос с меня, жалкой дилетантки?! Ни сотрудники ОВИРа, выдававшие мне загранпаспорт именно на основании той самой липы, которую я держала за подлинный внутренний документ; ни многочисленные кассиры, продававшие транспортные билеты опять-таки на основании неподлинной ксивы, ни сотрудники отделов кадров и секретной части при моем устройстве на работу; уж не говорю о сотрудниках ФСБ, наставленных ныне у распахнутых ранее тоталитарных дверей властных структур, вертевших мой паспорт так и сяк, прежде чем выдать пропуск на посещение "коридоров власти" — никто не выявил, что перед ними — фальшивка. Так что мне упрекать и казнить себя не за что.
Но я до самых глубин возмутилась поведением группы людей, действовавших по сговору во вредительских и подлых целях — подложить мне такую свинью! У этих обличаемых мною негодяев были далеко идущие планы: они закладывали бомбу замедленного действия, которая успешно сработала именно так, как и срабатывают бомбы: в неожиданном месте в неожиданное время.
Как ювелирно действовала та группа граждан в сговоре! Какой артистизм! Сколько сил и средств было привлечено! Умело действуют аферисты! Разве в том антураже можно было разглядеть подвох и подлог? Многоходовка такая, что никакой аналитик не высчитает ее у самых начал. Куда уж было мне, отроковице!
По достижении 16-ти лет я получила красочную открытку с приглашением в местный райком на торжественное вручение паспортов. Конечно, волновалась, конечно, невольно в предвкушении цитировала про себя "читайте, завидуйте: я — гражданин Советского Союза!" И когда под аплодисменты присутствующих шла получать свой серпастый-молоткастый, который после не раз доставала и из широких штанин, и из узких юбок, была уверена, что мне его торжественно вручили. А оказалось — нагло всучили. И выяснилось это лишь спустя лета благодаря вниманию и бдительности скромного (чтобы не сказать — плюгавого) сотрудника органов, проверяющих-обыскивающих граждан свободной России в самых неожиданных местах.
Как вот со мной произошло, к примеру. Иду на поезд с дорожной сумкой, поспешая, поскольку время торопило, тут на выходе из метро сотрудник берет под козырек: предъявите, пожалуйста. Все очень вежливо. Я роюсь в сумке, наше общение не проходит мимо внимания прохожих граждан, довольно думающих: "Слава Богу, я произвожу благоприятное законопослушное впечатление, в отличие от этой гражданки. Зря проверять не будут: меня ведь вот не остановили!" Паспорт найден, протягиваю. В нем и билет, который интересует стража порядка куда как больше: он внимательно рассматривает его, вскользь глядит на паспорт и заявляет: "Так, пройдемте для выяснения личности". Я вступаю в разговор, сводящийся к двум темам: 1)разве паспорт не дает представления (недостаточное для жениха, но вполне исчерпывающее для милиционера) о моей личности; 2) у меня скоро поезд.
"Ваш паспорт — фальшивый! — не скрывает предвкушения (многие догадываются, чего) милиционер. И далее, чтобы подогреть во мне решимость и подтолкнуть к правильным действиям, добавляет, — проверка займет не менее двух часов. На поезд свой не успеете, конечно". Никакие охи-вздохи и прочие выражения смятенных чувств на бдительного стража не действуют: паспорт у него в руках, он неспешно поворачивается и идет. Обеспаспортченный клиент волей-неволей тащится следом.
Конечно, можно и здесь, на месте вытянуть у человека, рискующего не попасть на поезд, все, что у него есть. Но милиционеру удобнее на своем поле обирать вас. Да и женщина, что с нее возьмешь? Поди, засунула, как иные глупые бабы, деньги куда подальше. И устраивать стриптиз прямо перед сотнями снующих людей — привлекать излишнее в таком случае внимание.
Тогда я вышла из ситуации с огромной тратой нервов, но, не пострадав материально (в том числе успев на поезд), только благодаря случаю, сообразительности и знанию психологии этих одноклеточных в серой форме.
…Я очень противилась современному обмену паспортов, но в той бочке дегтя для меня была ложка меда: получу, по крайней мере, настоящий паспорт. Поняла я и наших возмущенных всем советским демократов: надо же, как тогда, при вручении мне паспорта, все хитро обставили. Ну разве бы догадался, что липу получаешь? И расчет был у тех совков с дальним вредительским прицелом: вот пройдут наши плохие фальшивые времена, придут демократы с их великолепными, подлинными ценностями, а мы им привет от Шапокляк — паспорта-то у вас фальшивые! Майтесь, страдайте, опаздывайте на поезда!
И вот, получив вместо серпастого-молоткастого то, что получила, обреченно вздохнула, но утешилась: хоть сейчас я буду обладателем подлинного документа. А то ведь ни дня еще из сознательной взрослой жизни, как выяснилось, не жила под знаком законопослушности и подлинности. И что же? Чувствуя себя не тоталитарной, а свободной демократической гражданкой, спешу это я на поезд... Честное слово, как в том анекдоте: вы будете дико хохотать, но... Повторяется всё до фраз, до многозначительных пауз, до выражения милицейского лица...
Так куда податься бедному россиянину? Особенно спешащему на поезд? То ли паспорта у нас все фальшивые, то ли стражи порядка сплошь ненастоящие?
1.0x