Авторский блог Юрий Сошин 03:00 15 января 2008

АПОСТРОФ

НОМЕР 3 (739) ОТ 16 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Юрий Сошин
АПОСТРОФ

Михаил Караулов. "Терское казачество". — М.: "Вече", 2007, 320 с.
Издательство "Вече" переиздало под несколько изменённым названием вышедшую в далеком 1912 году книгу терского атамана, генерал-майора Михаила Караулова "Терское казачество в прошлом и настоящем". Спустя 85 лет после выхода эта книга (хотя и в сокращенном виде — без текстов казачьих песен, бывших эпиграфами к каждой главе) вновь стала доступна читателю.
Казачество — уникальное и своеобразное явление, до сих пор до конца не понятым. Но терское казачество, считавшееся в прежние времена "третьим по старшинству" (после Донского и Кубанского), вполне претендует на звание самого оригинального и самобытного. Корни его происхождения восходят к началу-середине XVI века, по многим признакам — в частности, фольклорно-лингвистическому анализу — местом изначального проживания предков терских казаков следует считать Северную Русь. Как отмечала в своих работах бывшая преподавательница Грозненского университета, литературовед и фольклорист Е.М.Белецкая — древнейшие домонгольского периода былины сохранялись только на Русском Севере и у терских (гребенских) казаков. Все фольклористы отмечают своеобразие и уникальность, даже в сравнении с Доном и Кубанью, терской песенной традиции, так же берущей начало в древнейших русских фольклорных пластах.
Первые упоминания о терских казаках относятся к середине XVI века. В этот период гребенцы основали первые поселения на притоке Терека Сунже и, послав делегацию к Ивану Грозному, вошли со своими новоприобретенными землями в состав Русского государства. Основанием войска считается 1577 год, когда в устье Сунжи гребенцы разбили войска крымского хана у Терского городка. За века своего существования на Кавказе терские (гребенские) казаки, жившие в тесном взаимодействии с горскими народами, создали уникальную культуру, где кавказская составляющая порой превалировала над собственно русским элементом. Но всё же гребенцы, будучи кавказцами в быту и обычаях (а зачастую и внешне — из-за взаимных браков с горцами), сохранили основной стержневой элемент принадлежности к русскому миру — язык и Православную веру. В книге Михаила Караулова подробно и красочно описано происхождение, история и культура терского казачества, автор дал подробный социально-экономический и природно-географический обзор Терской области на начало ХХ века.
Михаил Александрович Караулов был весьма значительной фигурой в российской истории. Выпускник филологического факультета Петербургского университета, депутат Государственной Думы, конституционный монархист, а с весны 1917 года — атаман Терского войска, Караулов получил известность еще и как талантливый поэт и прозаик. Песни на его стихи становились народными песнями и поются до сих пор. Его жизнь оборвалась 26 декабря 1917 года. На станции Прохладная он был расстрелян солдатами Уфимского полка, возвращавшимися с Закавказского фронта. По официальной советской версии, Караулов был убит из-за отсутствия паровозов и недовольства этим солдат, стремившихся уехать в Россию. Но истинная причина была иной. Осенью 1917 года чеченцы начали вырезать русские села в Хасавюртовском округе. Проходившие через районы резни солдаты российской армии стали невольными очевидцами зверств и обвинили терских казаков в неоказании помощи неказачьему населению. Спонтанная попытка солдат Уфимского полка высказать эти претензии атаману Караулову окончилась его убийством.
Терское казачество переживало немало трагических моментов в своей истории — истории непрерывной борьбы за свое существование. Наиболее трагические страницы истории казачества России напрямую связаны с Терским казачеством. Уничтожение тысяч казаков в 1918-м году и десятков тысяч в 1920-м в русском общественном сознании практически не отражено. Так же, как и массовые убийства 1991 года в Троицкой или резня в Мекенской в 1996-м.
Терское казачество в настоящее время не нужно никому. Ни местным правителям северокавказских республик, ни кремлевским властям. В Чечне самая древняя и самобытная часть терского казачества, гребенцы, уже практически перестала существовать. Так же, как и в Ингушетии, где были случаи физического истребления последних казаков. Идет массовый исход казаков из Дагестана, и их там скоро не останется совсем. Не намного лучше ситуация в других республиках. В частности, власти Кабардино-Балкарии запретили местным казакам установку на здании вокзала города Прохладного мемориальной доски в память Михаила Караулова. Не будет преувеличением сказать, что терское казачество как особая этнокультурная группа со своей уникальной культурой находится на грани исчезновения.
Терская казачья культура продолжает жить в деяниях подвижников-энтузиастов, но уже не на Тереке, а в Москве и в Петербурге. Ансамбли казачьей песни "Казачий Кругъ" и "Братина" бережно сохраняют самобытное песенное наследие терских казаков. На далеком Урале за свой счет казаки-беженцы из Грозного издали книгу "Терек быстрый. Песни гребенских казаков".
Надо поблагодарить издательство "Вече", нашедшее силы и средства для издания книги Михаила Караулова: книги-памятника, книги-напоминания, книги-предупреждения. Хочется верить, что издание "Терского казачества" напомнит российскому обществу, а также власть предержащим, об этой древней и самобытной части русского народа.
1.0x