Авторский блог Сергей Загатин 03:00 8 января 2008

ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ

НОМЕР 2 (738) ОТ 9 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Загатин
ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ

После многочисленных экранизаций творений наших незабвенных Джоаны Роулинг и профессора Толкиена, паровой каток киноиндустрии докатился и до творчества широко известного в узких кругах российских поклонников жанра фэнтази Филипа Пулмана.
На Западе Филип Пулман имеет популярность, сопоставимую с популярностью вышеупомянутых персонажей, в России же он, повторюсь, известен только узкому кругу поклонников. Вот что писали о Пулмане в одной из первых русскоязычных рецензий, относящихся к 2003 году (напомним, что в то время гаррипотеромания уже охватила нашу отчизну — почти из каждого угла таращился плакат с субтильным очкариком):
"Английский писатель Филип Пулман (родился в 1946 году) живёт в Оксфорде. Здесь он учился, потом учительствовал, читал лекции о народных сказках и викторианских романах в местном Вестминстер-колледже, здесь почти все его знают, следят за его успехами (книги Пулмана удостоены ряда литературных наград), относятся с уважением и многие даже здороваются при встрече (Оксфорд — городок небольшой).
Именно в Оксфорде начинаются события, описанные Пулманом в фантастической трилогии "Тёмные начала" (в оригинале названием служит строка из "Потерянного Рая" Джона Мильтона "His Dark Materials" ), открывает которую роман "Северное Сияние" ("Northern Lights" , 1995). Правда, уже в первых главах обнаруживается, что Оксфорд у Пулмана не такой, как на самом деле. И чем дальше, тем больше становится ясно, что перед нами параллельный мир, в котором, помимо привычных Англии, Голландии или Норвегии, существуют Лапландия, Московия и даже Сибирь, где обитают жестокие тартары. Этот странный мир населяют не менее странные люди. Они похожи на нас во всём, кроме одного: каждый из них при рождении получает своего "даэмона" (в книге: "деймона" ) — что-то вроде зримого воплощения души (этимология слова "daimon" , собственно говоря, и восходит к значению "сопровождающий дух" ), с которым ни в коем случае нельзя расставаться и которое может принимать любой облик до тех пор, пока человек не повзрослеет. Атеист Пулман в буквальном смысле разъял тело и душу, за что верующие из числа оголтелых немедленно обозвали его сочинение "антихристианской фэнтези."
Оставим на совести автора рецензии пассажи типа "оголтелых верующих", которые якобы обозвали сочинение мастера "антихристианской фэнтези". Пулман, собственно, и не скрывает своих антихристианских взглядов. Он не только совершенно открыто говорит об этом в своих интервью, но и сами его книги — и в первую очередь трилогия "Тёмные Начала", пропитаны антихристианским и богоборческим духом. Дело даже не в дэймонах — а каково слышать это русскому уху? — ассоциации однозначны! — которые сопровождают каждого жителя придуманного Пулманом мира. Дело в удушливой атмосфере безнадёжности, созданной автором. Грань между добром и злом не просто стёрта, нет. Добро и зло в книгах Пулмана поменялись местами и так называемые "положительные" герои зачастую совершают самые омерзительные поступки. Но что поделать — миром Пулмана правит Расчёт и Целесообразность. Цель должна быть достигнута любой ценой. Цель же проста: Бог – это зло, небожитель-тиран, препятствующий всяческому прогрессу человечества, которого нужно и можно уничтожить. Сюжетная изощрённость и богатый литературный язык лишь усугубляют впечатление. "Ничто не свято" — говорит Пулман, и говорит талантливо, чёрт его прибери.
Разумеется, что экранизация столь противоречивого произведения, тем более с заявленным бюджетом в 150 миллионов долларов не могла не вызвать скандала. Это, конечно, не "Код да Винчи" , но и католики, и православные фильм "Тёмные начала: Золотой Компас" осудили и заклеймили, как ранее осудили книжный первоисточник. Тем более, что Филип Пулман позиционирует себя как детский писатель.
Однако, как известно, изредка бабло побеждает зло. От изысканного философского сатанизма Пулмана в фильме остались какие-то невнятные ошмётки. Началось всё с подбора режисёра — New Line Cinema, видимо, так намучались с безудержным гением Питера Джексона, что доверили съёмки нового семейного блокбастера режисёру "Американского пирога". Ну что тут скажешь? С подобным бекграундом невозможно переплюнуть человека, снявшего "Живую мертвечину" и "Властелина колец".
Поэтому в отличие от книги, фильм получился никакой. Никакой толком выдержанной сюжетной линии, никакой мрачной философии, никакой подоплёки, и в конце концов, никакой логики. Классический набор киношных штампов, приправленный изумительными спецэффектами. Такое впечатление, что создателей спецэффектов просто разрывает от гордости за то, что у них такие мощные компьютеры. Сцена битвы двух панцернбъёрнов великолепна — и растянута на десять минут по вышеупомянутой причине, так как в компьютерной графике именно анимация меха считается наиболее сложной задачей.
Завязка бледной сюжетной линии не блещет оригинальностью: малолетняя хулиганка Лира Белаква случайно спасает своего дядю, лорда Азриэля, от отравления и подслушивает его выступление перед учеными Иордан-колледжа. Лорд Азриэл добивается финансирования предстоящей экспедиции на Север —ему, видите ли, понадобилась "Звездная Пыль" , которая способна перенести человека в другие миры.
Лира просит дядю взять её с собой. Получив отказ, настырная девчонка всё равно пытается добиться своего. А дальше начинается: бронированные медведи-алкоголики, ковбой-полярник, по совместительству — воздухоплаватель, деймон-демон Пантелеймон, и пресловутый Золотой компас, с помощью которого человек может находить и правильно употреблять "Пыль", предсказывать будущее и уноситься в другие миры. Как гласит пророчество, девочке, понимающей показания компаса, суждено сыграть важную роль в переустройстве многочисленных миров, населяющих нашу вселенную... Детка, Тимоти О`Лири уже умер!
“Плохие” персонажи фильма вызывают куда как больше сочуствия. Ну начнём с того, что самую плохую тётю в фильме зовут Николь Кидман, и она, пожалуй, единственный адекватный человек во всей этой свистопляске. Так же вызывают сочуствие изуверы в белых халатах, ампутирующие демонов у детей, подверженых влиянию пыли.
А вот кого в фильме явно не хватает — так это сводного отряда Святой Инквизиции и Фонда “Город без наркотиков". Такие дела.
1.0x