Авторский блог Николай Коньков 03:00 8 января 2008

АМЕРИКАНСКИЙ ПАСЬЯНС

НОМЕР 2 (738) ОТ 9 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нагорный, Николай Коньков
АМЕРИКАНСКИЙ ПАСЬЯНС

Традиционные предварительные выборы, "праймериз", потенциальных кандидатов в президенты от двух ведущих политических партий США, Республиканской и Демократической, в штате Айова принесли по-настоящему сенсационные результаты. У демократов победу одержал 46-летний сенатор-"афроамериканец" из штата Иллинойс Барак Обама (38% голосов). Но важен даже не сам по себе факт победы чернокожего кандидата в "белом" сельскохозяйственном штате — куда важнее результат, показанный фавориткой, экс-первой леди страны и сенатора от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон. Если бы она заняла второе место с небольшим отрывом от победителя, никакой полновесной сенсацией тут бы и не пахло. Но госпожа Клинтон заняла только третье место (29%), пропустив вперед еще и бывшего сенатора из Северной Каролины Джона Эдвардса (30%). Примерно такие же результаты ожидаются у демократов и на "праймериз" в штате Нью-Гемпшир — с той только разницей, что тут Джону Эдвардсу "светят" всего лишь 16% голосов.
У республиканцев — примерно такая же картина. Записной фаворит президентской гонки в "партии слона", губернатор Нью-Йорка и герой событий 9/11 Рудольф Джулиани в Айове занял вообще пятое место с 4% голосов, а победу одержал бывший губернатор штата Арканзас и баптистский священник Майк Хаккаби (34%). Вторым стал экс-губернатор штати Массачусетс Митт Ромни (25%), третьим — телеактер Фред Томпсон (14%), а четвертым — сенатор от штата Аризона Джон Маккейн (13%). В Нью-Гемпшире опросы тоже обещают для Джулиани место не выше четвертого с 11% голосов.
Эти результаты указывают — при всей специфике первой "стартовой площадки" — на удивительный феномен нынешней американской политики: признанные истеблишментом и раскру- ченные в масс-медиа фигуры на деле оказываются просто не востребованы обществом. При всех возможных претензиях к демократии по-американски следует признать, что она всё-таки существует, и поэтому здесь порой возникают настоящие неожиданности. Однако на то и работают в США сверхмощные партийные политические машины, чтобы эти неожиданности максимально "купировать". И за Хиллари Клинтон, и за Рудольфом Джулиани стоят слишком могущественные в информационном и финансовом плане структуры, которые, вне всякого сомнения, сделают всё возможное и невозможное, чтобы восстановить позиции своих кандидатов на последующих "праймериз" и устранить с их дороги внутрипартийных конкурентов. Однако вопрос о том, кто же, в конце концов, станет 44-м президентом США, пока, что называется, повисает в воздухе.
Что касается демократов, то нынешнего лидера "праймериз" Барака Обаму вряд ли допустят к выборам. И если вдруг окажется, что фигура Хиллари Клинтон — всё же абсолютно "непроходная", съезд "партии осла" без всякой оглядки на результаты предварительных выборов может утвердить кандидатом в президенты того же Альберта Гора. Во всяком случае, "аварийные механизмы" для этого есть. Среди республиканцев, как можно видеть, неопределенность куда большая, и проистекает она из той яростной схватки, которую ведут между собой "ястребы-неоконсерваторы" во главе с вице-президентом Ричардом Чейни и "центристы", форомальными лидерами которых являются министр обороны Роберт Гейтс и госсекретарь Кондолиза Райс, а теневыми — Джордж Буш-Старший и Генри Киссинджер.
Характерно, что общестратегические позиции республиканцев-"центристов" и демократов сегодня практически идентичны. И те, и другие согласны с тем, что вектор американской внешней политики необходимо переместить с "Большого Ближнего Востока" непосредственно на Китай, поскольку сегодня главная опасность для "глобального лидерства" Америки исходит именно от "красного дракона". Отсюда вытекает сразу два главных следствия: во-первых, максимально быстрый и эффективный выход из всех конфликтов с мусульманским миром: не только в Ираке или в Афганистане, но даже с Ираном, Сирией и Палестиной, — с тем, чтобы обратить "геополитическое оружие ислама" против КНР; а во-вторых, нарастающее давление на Россию, чтобы как можно глубже "заморозить" развитие отношений между Москвой и Пекином. Кроме того, предполагается окружить Китай как можно более плотным кольцом военно-политических блоков и всё активнее использовать "экологическую" и "гуманитарную" проблематику в целях торможения китайской экономической экспансии.
Впрочем, есть и весьма существенная разница между двумя партийными крыльями американского политического истеблишмента. Она касается прежде всего финансовых вопросов, а еще точнее — цен на энергоносители. Республиканцы, тесно связанные с нефтяными компаниями, настаивают на политике "дорогой нефти", в то время как демократы делают ставку на дешевизну углеводородного сырья, что должно помочь им в решении фундаментальных внутриполитических проблем.
Именно с целью прояснения данного вопроса и установления приоритетов будет осуществлено турне действующего президента США по Ближнему Востоку. Джордж Буш-младший посетит Израиль, Западный берег р.Иордан, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Египет. Кроме того, в его "дорожной карте" могут оказаться Ливан, Сирия и Ирак.
Оказавшиеся под угрозой маргинализации и дальнейшего политического небытия "неоконы", буквально на шее которых "висят" взрывы 9/11, борьба с терроризмом и война в Ираке, прореагировали на эту перспективу максимально жестко. Инцидент с иранскими катерами в Персидском заливе, убийство Беназир Бхутто и угрозы "Аль-Каиды" убить 43-го президента США в этой связи выглядят звеньями одной цепи — цепи попыток "ястребов" не допустить стратегической переориентации "вашингтонского обкома". И тут не исключены самые громкие неожиданности...
Казалось бы, что нам за дело до того, как именно разложится этот американский политический пасьянс, первые карты которого оказались выложены на "праймериз" в штате Айова? Ответ прозвучит очень просто: новое (или новое-старое?) политическое руководство РФ почти наверняка столкнется с попытками Вашингтона под лозунгами нового витка американо-российской дружбы затащить Москву в антикитайский блок, параллельно наращивая потенциал исламского экстремизма на южных границах России и в мусульманских регионах нашей страны. На наш взгляд, самое умное, что можно сделать в подобной ситуации — занять позицию мудрого медведя (по аналогии с китайской "мудрой обезьяной"), с вершины горы наблюдающего за схваткой двух тигров, но не вступающего в неё.
1.0x