Авторский блог Сергей Давыдов 03:00 1 января 2008

ПЕРВЫЙ ШАГ

НОМЕР 1 (737) ОТ 2 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Давыдов
ПЕРВЫЙ ШАГ

Объявленный Президентом Путиным приоритет: возрождение нации, ее восполнение, должно рассматривать и воплощать не только в материальном исчислении, но и в духовном (не приблизительно "художественно-духовном", а в самом прямом значении этого явления), всё-таки Россия — православная страна, не умоляя значение иных конфессий, будем помнить, что рождаются дети "не только от хотения мужа", что "одаренные дети" — это количество, превращенное в качество.
Давайте трезво смотреть на нынешний "тезаурус страны" — страна берет из "научной кубышки", которую наполнили предыдущие поколения (даже если эта "кубышка" сегодня "приватизирована", рассредоточена в карманах частных лиц) — страна живет прошлыми накоплениями, в том числе и дореволюционными: это дореволюционная Россия породила таких гениев, как Э. Циолковский, как П. Флоренский (и многих-многих других) — сегодня страна и мир пользуют, скажем, "таблетки здоровья", (йодистые соединения), а открыл эти свойства йода священник Павел Александрович Флоренский, причем, где? В зоне на севере. А ныне сколько "гениев районного масштаба" появилось вокруг этого открытия, делают деньги, не вспоминая Флоренского.
Но дело не в деньгах, а в том, что сегодня наша наука превратилась в "прикладную".
Для спасения одаренных детей необходимы общие усилия по возрождению русской культуры, совместные усилия мирян, Церкви, администрации, школы. Мы должны на местах возрождать наши главные ресурсы России: мир русского детства как традиционного носителя Божьих даров.
Здесь необходимо уточнение: все дети достойны внимания со стороны семьи и общества, каждый ребенок обладает способностью к тому или иному виду деятельности: один к хореографии, другой — к пению, третий — к чтению стихов, четвертый к рисованию, пятый — к быстрому решению задач, шестой — к запоминанию и т. д. и такие способности, при действительном желании взрослых, можно открыть у любого ребенка, и это надо делать, но всё это — лишь средство выявления и вызревания дара). И тут мы подошли к главному: дар и способности, ещё точнее: Божий дар и способности. Мы легко разбрасываемся словами: одаренный человек, одарённые дети. Кем одаренные? И второе: чем одаренные? Способностью к танцам, к чтению, пению?... Исполнительское искусство — это способности и трудолюбие. Бог-Творец одаривает большим: способностью творить нечто новое, чего не было до этого, созидать небывалое (не обязательно в макромасштабах). Человек — сын Творца и сам малый творец по благодати.
Все великие ученые были верующими. Я говорю не о докторантах, потевших в публичных библиотеках над диссертациями, я говорю о фундаментальных открытиях, о центральном моменте в творчестве ученого и художника — об озарении, о подлинном открытии, а это посылается из небесной Божьей "библиотеки" открытых и еще неоткрытых знаний (в научных кругах иногда неточно называемой "ноосферой", но из нее, этой "сферы" еще никто ничего не получал). Я говорю о благодати, о пассионариях, сохранивших и приумноживших полученные дары.
Нрав и характер человека — не одно и то же. С нравом человек рождается: подвижный или созерцательный, деятельный или любознательный, но и те, и другие, и третьи правдивы, миролюбивы, чисты и честны — честь имеют — т.е. нравственны — безнравственными их делает среда, т. е. все мы. Среда оставляет в душе ребенка "вмятины", "царапины", следы (слово "характер" в переводе с латинского и означает "вмятина", "царапина"). Из этих "царапин" и формируется характер. Ребенок (его нрав) сопротивляется, в нем идет борьба между его нравственным стержнем и приобретенными "следами" среды. Духовное самосозидание младенцев — это феномен русского православного мироуложения: младенец (до 3-х, 4-х лет) самовоспитывается и воспитывает окружающих.
Это удивительное самовоспитание личности в былые времена создавало цельных людей, сохраняло род, формировало народ, как единое тело. Ведь генетический код, если он был поврежден в родителях, (и соответственно, проявлялся в детях в виде наклонностей к безнравственным поступкам), этот код подправлялся, исправлялся самим ребенком, подражавшим не себе, не своему наследственному позыву, а словам и поступкам своего небесного соименника.
Так через ребенка исправлялся род, народ, в мир шла гармония, происходило уравновешивание земного и небесного, так мир освобождался от проникавших в него язв, очищался от дьявольских наветов. Так созидалась Святая Русь. Не будет преувеличением сказать: Святую Русь созидали богопосланцы-младенцы.
"Пассионарность" — это называние явления, а "приумножение Небесного Дара" — это действие, сложное, многоплановое, с опорой на небесные и земные силы, на "призывающую благодать", на многовековой опыт русского народа. Приумножение небесных даров — это наша общенациональная обязанность, это общественное служение Родине (слово "литургия", главная служба православного богослужения, означает "общественное служение".
Благодать Божия — это мир в душе человека и народа, это чадородие и плодородие, это утихомиривание стихий — отсюда многодетные семьи, чаще рождаются одаренные, готовится почва гениям, и вот… НАЧАЛОСЬ!..."
Но "началось ли"? Не заболтают ли шоумены в телевизионных выкриках наподобие "минуты славы"? Приоритетная программа "Дети России" требует контроля не меньшего, если не большего, чем таможенная служба или борьба с терроризмом, ибо ценности не сопоставимы. Без подлинного возрождения детства нет у нас будущего, и это понимают клеветники России, расхитители её материальных и духовных достояний…
1.0x